Статистические методы
Группы | Параметрические (классические) | Непараметрические |
Возможности использования |
Используют закономерности распределения исследуемых величин (нормальное – так называемое Гауссово распределение – распространенный вариант) |
Не предназначены для какого-нибудь параметрического семейства распределений |
Примеры применения |
Применимы для физики (объектов дизъюнктивного, то есть разделительного характера – или «А» или «Б»), а для педагогического исследования (целенаправленное обучение) не должно иметь места. |
И при наличии нормального распределения и в случаях его отсутствия, то есть и всех других ситуациях |
Математическая статистика имеет два больших раздела
Разделы | Описательная статистика | Теория статистического вывода |
Понятия и методы, применяемые в педагогике | Средний балл Дисперсия Показатели корреляции, связи признаков | Статистические критерии Специальные критерии
|
УЭ № 41
Среднее арифметическое (средний балл, среднеарифметическая оценка и т.д. и вообще средние величины) – это обобщающий показатель, в котором находит выражение действие общих условий, закономерность изучаемого явления. В статистике различают средние: арифметическая, геометрическая, гармоническая и квадратическая. Они являются частными случаями степенной средней (при = 1 – средняя арифметическая, = 0 – средняя геометрическая, =-1 – средняя гармоническая, =-2 – средняя квадратическая).
Воспользуемся фрагментом статьи (19), которая содержит достаточно полный и исчерпывающий ответ.
… Распространенным способом оценки успеваемости данной группы обучающихся стала так называемая средняя успеваемость, которая представляет среднеарифметическую оценку членов этой группы. Она вычисляется по формуле:
Хi , (1)
где Х является среднеарифметической оценкой (так называемая средняя успеваемость); n – общее число оценок (число обучающихся); Х1 является оценкой i-го ученика (Х1=2,3,4,5) (Гласс Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976. – С. 61).
Если некоторые оценки повторяются, то применяется формула:
mj хj , (2)
где mj – абсолютная частота j – оценки; где хj – оценка (Х1=2, Х2=3, Х3=4, Х4=5), а:
mj
Если четверок 9, значит – Х3=4, m3 = 9 и т.д. Пусть в некоторой группе было получено: 2 двойки, 9 троек, 14 четверок и 10 пятерок. Тогда по формуле (2):
Если в формулу (2) ввести множитель 1/n под знак суммы, то в результате получим:
(3)
Величина mj / n называется относительной частотой j-й оценки. Если заменим отношение mj / n на pj в формуле (3), получаем формулу:
Pj Хj (4)
По данным нашего примера, относительные частоты Рj равняются: Р1 = 0,057, Р2 = 0,257, Р3 = 0,400 и Р4 = 0,286.
Тогда для средней успеваемости той же группы по формуле (4) получаем:
= 3, 91
Формулы (3) и (4) более пригодны для работы с группами большой множественности.
Средняя успеваемость – статистическая величина, позволяющая только с помощью одного числа (Х) произвести оценку успеваемости группы обучающихся, легко и просто вычисляемую. Однако она содержит в себе вместе с преимуществами и некоторые недостатки. Часто некоторые существенные характеристики успеваемости в данной группе остаются невыявленными. Поэтому целесообразно ввести другой показатель успеваемости.
УЭ № 42
Медиана, мода, модальное значение– особые показатели, которые в статистике называют структурными средними и характеризуют структуру совокупности. Мода – это чаще всего встречающийся вариант (иногда «варианта выборки»), наиболее часто встречающееся или типичное значение.
Выражаясь языком статистики «мода – это в дискретном ряду та варианта, которая встречается с наибольшей частотой».
Медиана – это «срединное наблюдение в ряду распределения». Величина, которая делит численность упорядоченного вариационного ряда на две равные части: одна часть имеет значения варьирующего признака меньше, чем средний вариант, а другая – больше. Понятие медианы легко уяснить из следующего примера. Для ранжирования ряда (т.е. построенного в порядке возрастания или убывания индивидуальных величин) с нечетным числом членов медианой является варианта (индивидуальное значение признака), расположенная в центре ряда.
Воспользуемся выдержкой из указанной ранее статьи.
… На рисунке показаны гистограммы распределения оценок по четырем группам (1, 2, 3, 4). Средняя успеваемость в четырех группах одинакова. Но независимо от одинаковой средней успеваемости (Х1=3,69; Х=3,69; Х3=3,69; Х4=3,69) действительная картина успеваемости в четырех группах совершенно различна. В первой группе немного двоек (2) и много троек (16), во второй – наибольшее число (18) – четверки, а пятерок мало (5). В третьей группе больше всего пятерок (10), общее число пятерок и четверок 18. Число пятерок и четверок в четвертой группе 22, но много слабых оценок (10).
Эти гистограммы дают наглядное и полное представление распределения оценок в каждой группе. Гистограммы детальнее и полнее отражают различия в успеваемости в четырех группах, чем показатель средней успеваемости.
20 |
2 |
|
10 | ||
0 | ||
| 2 3 4 5 |
|
|
| |
20 | ||
10 | ||
0 | ||
| 2 3 4 5 |
|
|
| |
20 | ||
| ||
10 | ||
0 | ||
| 2 3 4 5 |
|
20 |
|
|
10 | ||
0 |
Кроме средней оценки в качестве параметра, характеризующего распределение оценок, используетсяоценка, встречаемая чаще всего.
В теории вероятности и в математической статистике чаще всего встречающееся значение случайной величины (у нас оценка), самое вероятное значение, называется средненевероятным значением, модальным значением, или коротко – модой. В нашем случае модальная успеваемость (Хв) для первой группы – три (Хв1=3), для второй – четыре (Хв2=4), для третьей – пять (Хв2=5), четвертая группа имеет две моды (Хв4=2 и Хв4=5). Распределение в четвертой группе двумодальное.
Мода – статистическая величина, которая легко определяется без вычислений. Она дает возможность произвести глубокий качественный анализ состояния и изменений успеваемости в различных группах. Она является простым способом оценки и сравнения данных.
Анализируя среднюю успеваемость в группах (Х1=3,69; Х2=3,69; Х3=3,69; Х4=3,69), можно сделать вывод о том, что результаты в четырех группах одинаковы. Анализируя и модальную успеваемость (Хв) – (ХВ=3; ХВ2=4; ХВ3=5; ХВ4=2 и ХВ4=5), получаем новые данные для количественного и качественного анализа.
Однако мода, в качестве параметра, характеризующего данное распределение, обладает и недостатками. Неточность, с которой определяется средняя вероятная успеваемость (ХВ, больше, чем при определении средней успеваемости . Оценка успеваемости в различных группах затрудняется, когда распределение в одной из них – двумодальное (как в четвертой группе).
УЭ № 43
Дисперсия – характеризует вариацию признака, которая зависит от всех условий в данной совокупности, а на практике меру вариации объективно отражает показатель дисперсии (– средний квадрат отклонений), определяемый как средняя из отклонений, возведенных в квадрат :
;
- называется среднеквадратичным отклонением и является мерой вариации (т.е разброса, рассеяния) признака. Средняя величина отражает тенденцию развития, т.е. действие главных причин (факторов), а измеряет силу воздействия прочих факторов.
Дидактический смысл хорошо изложен в одной из статей академиком В.П. Беспалько:
… Начнем с оценки качества подготовленности школьников по отдельным предметам учебного плана. Для такой оценки может использоваться объективный контроль и полученный в итоге средний приведенный балл успеваемости по предмету, который определяется как разность среднего балла успеваемости в классе (школе) и разброса (среднего квадратического отклонения) оценок вокруг него. Приводим математическое выражение этой оценки: -,где – средний балл успеваемости в классе (школе);, гдеХi – оценки отдельных учащихся, n – общее число учеников в классе (школе); – среднее квадратическое отклонение оценок:
«Дидактический смысл среднего квадратичного отклонения () в приведенном балле успеваемости (Х) состоит в том, что им характеризуется степень индивидуализации обучения и однородности успеваемости в классе. Этим снимается иллюзорная информативность, а на самом деле дезиформативность средних субъективных оценок, из-за которых и появилась болезнь, называемая процентоманией. Наиболее информативным данный показатель становится при использовании двенадцатибалльной шкалы, построенной на основе четырех уровней усвоения» (см. тезисы по УЭ № 40).
УЭ № 44
Коэффициент вариации. Колеблемость отдельных значений признака внутри изучаемой совокупности характеризуют показателями вариации, одним из которых (и наиболее распространенным) и является коэффициент вариации.
Определяется как отношение среднеквадратичного отклонения к средней арифметической в процентах:
Коэффициент вариации оценивает типичность средних величин.
(Псевдотесты к вопросу - см.с.87-93 - № № 13-42).
Примечание. Для желающих разобраться с УЭ № 4, и №№ 13,14,38 - 44 рекомендуем Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии».- СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350с.
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание