Количество правильно решенных задач повышенной сложности
К осмысленности = —————————————————————;
Количество задач повышенной сложности в задании
скорость выполнения контрольных заданий. Этот параметр учитывает количество контрольных заданий, выполненных обучаемым, и потребовавшееся на это суммарное время.
В качестве критерия этого параметра может быть принято отношение количества правильно выполненных заданий ко всему затраченному времени.
Количество правильно выполненных заданий
К скорости = ——————————————-—;
Время, затраченное на их выполнение
прочность знаний. Параметр, характеризующийся возможностью обучаемых воспроизводить усвоенные знания спустя длительное время после окончания обучения. Этот параметр выявляется по результатам отсроченного контроля на основе всех вышеперечисленных критериев.
Использование этих параметров и критериев для оценки эффективности экспериментируемых методов и средств обучения помогает реализовать диалектико-материалистический подход к решению вопросов о методах оценки, согласно которому явление следует изучать в его развитии. Кроме того, критерии допускают применение аппаратурных методик исследования, которые позволяют обеспечить большую объективность учета результатов эксперимента и реализовать для оценки уровня сформированных знаний, умений и навыков принцип моделирования.
IV. В ходе проведения педагогического эксперимента следует обращать внимание на:
степень развития внимания, памяти, восприятия, способности оценки сложившейся ситуации на основе анализа и обобщения текущей информации. Эти показатели характеризуют степень развития такого важного компонента структуры умственной деятельности, как целенаправленное слежение, позволяющее вести наблюдение, правильно оценивать учебную ситуацию, предвидеть ход событий, быть готовым к осуществлению действий, непосредственно связанных с решением познавательных задач;
уровень представления временной и пространственной последовательности всех действий, приемов и операций, обеспечивающих решение поставленной познавательной задачи. Этот показатель характеризует уровень операционального мышления, которое может использоваться для разработки конкретных «стратегий» и оперативного плана действий;
уровень самоконтроля и самооценки правильности выполнения учебных упражнений и заданий и количество упражнений, потребовавшихся обучаемым для достижения заданного уровня деятельности. Этот показатель связан, с одной стороны, с качеством сформированных знаний, умений и навыков, а, с другой стороны, с уровнем общего интеллектуального развития.
V. Фиксация перечисленных выше параметров и показателей на различных этапах обучения может осуществляться как с помощью специальных технических средств, так и ряда традиционных методов, позволяющих качественно оценить эффект от внедрения экспериментируемых приемов и средств обучения.
К ним относятся:
наблюдения. Задачами наблюдений могут являться фиксация правильности выполнения отдельных учебных действий и фиксация внешнего поведения обучаемых, выражающего их отношение к экспериментальным методам и средствам обучения.
При этом должно использоваться все многообразие видов и методик наблюдения: непосредственное, опосредованное, непрерывное и дискретное. Для получения более объективных данных следует каждый вид наблюдения при решении экспериментальных задач осуществлять двояко:
а) так, чтобы испытуемые не ощущали подконтрольности извне (скрытое наблюдение);
б) так, чтобы испытуемые осознавали факт наблюдения извне (демонстративное наблюдение).
В качестве аппаратурных средств наблюдения может быть использовано фото, - кино, - теле- и звукотехника.
Результаты наблюдения следует фиксировать в специальных индивидуальных бланках или группировочных ведомостях для последующей обработки.
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание