5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
Полного единства взглядов по этому вопросу и, соответственно, четкого определения понятия «методология», еще нет. Продолжаются споры ученых также о статусе, функциях, проблематике методологии педагогики.
Напомним: методология =метод (способ, прием)+логия (учение) – учение о научном методе познания.
Авторами известных (и довольно многочисленных) работ по вопросам методологии педагогики из числа отечественных ученых являются: М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Ф.Ф. Королев, Н.К. Гончаров, Ю.К. Бабанский, А.М. Арсеньев, С.Г. Шаповаленко, В.И. Загвязинский, Г.П. Щедровицкий, Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, З.И. Равкин, П.Р. Атутов, В.Е. Гмурман, А.И. Кочетов, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и другие. Среди философов, посвятивших свою научно-исследовательскую деятельность философско-методологическому осмыслению проблем теории и практики образования, – И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.
Общее понимание методологии педагогики: это учение о самом педагогическом знаниии о процессе его добывания (педагогическом познании).
Приведем определения ряда известных авторов.
Данилов М.А.Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
Краевский В.В.Методология педагогики естьсистема знанийоб обоснованиях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а такжесистема деятельностипо получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы.
Загвязинский В.И.Методология педагогики – это учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.
Кочетов А.И.Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Бургин М.С.Методология – это научное знание (теоретическая система) о деятельности в определенной области, о средствах, результатах и методах этой деятельности. Методология педагогик это прежде всего учение о педагогической(их) науке(ах), ее объект – это изучение самой науки, процессов, происходящих в ней, педагогических знаний.
Новиков А.М.Методология – это учение об организации деятельности.
Ряд авторов считает, что методология педагогики означает философию образования и воспитания и методы исследования, которые позволяют создать теорию педагогических процессов и явлений.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.Методология – это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей и способов личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.
Очень интересный обзор разночтений по поводу дефиниции «методология» среди методологов, продолжающих активное участие в развитии педагогической науки (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев), содержится в «Методологии образования» академика А.М. Новикова (9).
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание