logo
922358

Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);

Раздел III - о методологии – вопросы №№5, 6, 8, 10 – обзор вопросов общего характера; вопросы №№11-15, 22-28 – методологический аппарат педагогических исследований; вопросы №№ 16-21 – методологическая база и теоретические основы педагогических исследований (с. 33-38, 42-81).

Изучение курса «Методология и методика педагогических исследований» целесообразно проводить в следующей последовательности и при этом предусмотреть такую отчетность о поэтапно выполненной учебно-познавательной деятельности, которая позволит аттестовать обучаемых по модульно-рейтинговой методике.

Этап I. Повопросная проработка текстовой информации, запись в тетради тезисов основного содержания, ключевых слов, схемоконспектов для их последующего использования при собеседовании

1. В чем состоит смысл понятий «методология педагогики» и «методология педагогического исследования».

2. Каковы место и функции методологии педагогики в структуре педагогического знания?

3. Каковы соотношения и связь понятий «методология, метод и методика педагогического исследования».

4. перечислите методологические параметры и критерии качества исследования и другие (и т. д. – всего 31 вопрос).

Разумеется, на этом этапе (в зависимости от времени, отведенного на учебную дисциплину) и обзорное изложение преподавателем основных положений теории учебной дисциплины; студент (аспирант) же отчитывается перед преподавателем, предъявляя свои конспективные записи и устно комментируя их; интервал оценивания – до 20 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №9 – для стационара).

Этап II. Решение псевдотестов по курсу.

Предложен комплекс псевдотестов по основам теории курса, включающий в себя 66 заданий с выбором вариантов ответов («программированный контроль»). Каждому вопросу по основам методологии, методов и методик исследования, тезисно изложенному в одном из разделов пособия, соответствует свой набор псевдотестов (см. с. 106-116 пособия), в соответствии со схемой на с. 106.

За успешное решение псевдотестов («программированный контроль») – до 10 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №10).

Этап III. Выполнение практических упражнений (анализ соответствия качеств отдельных характеристик авторефератов реально выполненных педагогических диссертаций требованиям теории)

Образец выполнения подобных упражнений записывается в тетради после совместного коллективного обсуждения и выполнения единого для всех задания по автореферату диссертации (а/р Дз. К.М.).

Затем каждый самостоятельно выполняет подобные упражнения (7 разновидностей) в сочетании с 15 выписками из авторефератов защищенных диссертаций (с. 132-160).

Здесь предполагается решение 105 простых тренировочных заданий – упражнений.

За выполнение этих практических упражнений (с/р №4) – до 10 баллов (Ориентировочный срок – к занятию №15).

Этапы IV и V. Итоговая зачетная работа в виде тетради–рецензии качества методологического аппарата диссертационного исследования по индивидуальному заданию-реферату защищенной диссертации (с/р №5 с. 122, с/р №6 с.123-129)

Каждый студент получает у преподавателя (лаборанта) индивидуальное задание в виде автореферата диссертации, который он рецензирует как эксперт по качеству исполнения методологического аппарата исследования и представляет к зачетному собеседованию тетрадь-рецензию; требования к этой зачетной работе изложены в «Памятке» (см. с.124-129); с/р №5 и №6 могут исполняться и вместе, как единая комплексная итоговая работа.

Оценивается с/р №5 – до 10 баллов и №6 –до 30 баллов, итого результаты собеседования по тетради-рецензии – до 40 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №32).

Этап VI. Проработка методологических статей

Даны задания на проработку статей по методологическим проблемам, которые включают 3 самостоятельные работы - №1, 2, 3; они предусматривают изучение статей известных методологов, их конспектирование, сравнение их позиций и подготовку к собеседованию с преподавателем по вопросам, которые приводятся в пособии (см. с. 117-120) – к каждой из трех статей по 11-13 вопросов. (Ксерокопии статей можно получить у лаборанта).

с/р №1. В.В. Краевский. «Методологическая рефлексия». (Советская педагогика. – 1989. - №2. – С. 73-79.);

с/р №2. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. «Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования». (Педагогика. – 1997. - №2. – С. 9-14);

с/р №3. А.Я. Найн. «О методологическом аппарате диссертационных исследований». (Педагогика. – 1995. - №5. – С. 44-49).

Интервал оценивания до 30 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №26).

Студент, набравший 99-110 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично»; набравший 88-98 баллов – тоже с оценкой «хорошо»; при сумме баллов 77-87 – «удовлетворительно» без экзамена, либо сдача традиционного экзамена (по экзаменационным билетам); при сумме менее 77 баллов – обязательная сдача экзамена.

Литература:

          1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

          2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. – 304 с.

2а. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М., 1991.

          1. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.

          2. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 312 с.

          3. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога / В.В. Краевский // Магистр. – 1991. – № 1.

          4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара, 1994.

          5. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики / В.В. Краевский // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд. – М., 1998.

          6. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – 2-е изд. испр.– М.: Изд-во МГАУ, 2002. – 120 с.

          7. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.

          8. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 1998. – 208 с.

          9. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Метод. рекомендации для студентов. – М.: Пед. об-во России, 1999. – 48 с.

          10. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е.Л. Белкин. – Ярославль: Верх. – Волж. кн. изд-во, 1982. – 107 с.

          11. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: (Научн.-метод. пособие). – М., 1993. – 114 с.

          12. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 44-49.

          13. Краевский В.В. Методологическая рефлексия / В.В. Краевский // Советская педагогика. –1989. – №2. – С. 73-79.

          14. Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В.И. Загвязинский / А.Ф. Закирова // Педагогика. – 1997. – №2. – С. 9-14.

          15. Пинский А.А. Средний балл: процент и статистика / А.А. Пинский // Советская педагогика. – 1980. - № 12. – С. 71-77.

          16. Армутлийска Д. Количественные оценки успеваемости / Д. Армутлийска // Советская педагогика. – 1986. – №10. – С. 49-52.

          17. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме / М.И. Ерецкий. – М.: Высшая школа, 1987. – 261 с.

          18. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – №4. – 2001. – С.14-19.

          19. Шубинский В.С. Преобразующая роль методологического знания В.С. Шубинский // Советская педагогика. – 1986. – №10. – С.24-27.

          20. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики / Э.Д. Днепров // Советская педагогика. – 1986. – №8. – С.95-102.

          21. Бургин М.С. Понятия и функции методологии педагогики / М.С. Бургин // Советская педагогика, 1990. – №10. – С. 73-77.

          22. Шамардин В.Н. О соотношении методологии и практики / В.Н. Шамардин // Советская педагогика. – 1990. – №10. – С. 78-80.

          23. Кутьев В.О. Методология педагогики: какая она сегодня? / В.О. Кутьев //Советская педагогика. – 1990. – №12. – С. 65-70.

          24. Равкин З.И. Методологические проблемы педагогической науки / З.И. Равкин // Советская педагогика. – 1986. – №11. – С. 131-133.

          25. Загузов Н.И. Актуальные проблемы оформления результатов диссертационных исследований Н.И. Загузов // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №4. – С. 46-48.

          26. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 1997. – №6. – С. 21-26.

          27. Бургин М.С. Нормативно-структурный анализ педагогических теорий / М.С. Бургин / И.С. Дмитрик / В.И. Кузнецов // Советская педагогика. – 1989. – №3. – С. 59-64.

          28. Федоров Б.И. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования / Б.И. Федоров / П.М. Перминова // Педагогика. – 2002. – №5. – С. 14-19.

          29. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. – 1997. – №5. – С. 108-115.

          30. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас / Катаева Л.И. // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 61-67.

          31. Данилюк А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 1997. – №5.

          32. Шеуджен Э.А. Введение в методологию научного исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.