Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
Раздел III - о методологии – вопросы №№5, 6, 8, 10 – обзор вопросов общего характера; вопросы №№11-15, 22-28 – методологический аппарат педагогических исследований; вопросы №№ 16-21 – методологическая база и теоретические основы педагогических исследований (с. 33-38, 42-81).
Изучение курса «Методология и методика педагогических исследований» целесообразно проводить в следующей последовательности и при этом предусмотреть такую отчетность о поэтапно выполненной учебно-познавательной деятельности, которая позволит аттестовать обучаемых по модульно-рейтинговой методике.
Этап I. Повопросная проработка текстовой информации, запись в тетради тезисов основного содержания, ключевых слов, схемоконспектов для их последующего использования при собеседовании
1. В чем состоит смысл понятий «методология педагогики» и «методология педагогического исследования».
2. Каковы место и функции методологии педагогики в структуре педагогического знания?
3. Каковы соотношения и связь понятий «методология, метод и методика педагогического исследования».
4. перечислите методологические параметры и критерии качества исследования и другие (и т. д. – всего 31 вопрос).
Разумеется, на этом этапе (в зависимости от времени, отведенного на учебную дисциплину) и обзорное изложение преподавателем основных положений теории учебной дисциплины; студент (аспирант) же отчитывается перед преподавателем, предъявляя свои конспективные записи и устно комментируя их; интервал оценивания – до 20 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №9 – для стационара).
Этап II. Решение псевдотестов по курсу.
Предложен комплекс псевдотестов по основам теории курса, включающий в себя 66 заданий с выбором вариантов ответов («программированный контроль»). Каждому вопросу по основам методологии, методов и методик исследования, тезисно изложенному в одном из разделов пособия, соответствует свой набор псевдотестов (см. с. 106-116 пособия), в соответствии со схемой на с. 106.
За успешное решение псевдотестов («программированный контроль») – до 10 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №10).
Этап III. Выполнение практических упражнений (анализ соответствия качеств отдельных характеристик авторефератов реально выполненных педагогических диссертаций требованиям теории)
Образец выполнения подобных упражнений записывается в тетради после совместного коллективного обсуждения и выполнения единого для всех задания по автореферату диссертации (а/р Дз. К.М.).
Затем каждый самостоятельно выполняет подобные упражнения (7 разновидностей) в сочетании с 15 выписками из авторефератов защищенных диссертаций (с. 132-160).
Здесь предполагается решение 105 простых тренировочных заданий – упражнений.
За выполнение этих практических упражнений (с/р №4) – до 10 баллов (Ориентировочный срок – к занятию №15).
Этапы IV и V. Итоговая зачетная работа в виде тетради–рецензии качества методологического аппарата диссертационного исследования по индивидуальному заданию-реферату защищенной диссертации (с/р №5 с. 122, с/р №6 с.123-129)
Каждый студент получает у преподавателя (лаборанта) индивидуальное задание в виде автореферата диссертации, который он рецензирует как эксперт по качеству исполнения методологического аппарата исследования и представляет к зачетному собеседованию тетрадь-рецензию; требования к этой зачетной работе изложены в «Памятке» (см. с.124-129); с/р №5 и №6 могут исполняться и вместе, как единая комплексная итоговая работа.
Оценивается с/р №5 – до 10 баллов и №6 –до 30 баллов, итого результаты собеседования по тетради-рецензии – до 40 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №32).
Этап VI. Проработка методологических статей
Даны задания на проработку статей по методологическим проблемам, которые включают 3 самостоятельные работы - №1, 2, 3; они предусматривают изучение статей известных методологов, их конспектирование, сравнение их позиций и подготовку к собеседованию с преподавателем по вопросам, которые приводятся в пособии (см. с. 117-120) – к каждой из трех статей по 11-13 вопросов. (Ксерокопии статей можно получить у лаборанта).
с/р №1. В.В. Краевский. «Методологическая рефлексия». (Советская педагогика. – 1989. - №2. – С. 73-79.);
с/р №2. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. «Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования». (Педагогика. – 1997. - №2. – С. 9-14);
с/р №3. А.Я. Найн. «О методологическом аппарате диссертационных исследований». (Педагогика. – 1995. - №5. – С. 44-49).
Интервал оценивания до 30 баллов. (Ориентировочный срок – к занятию №26).
Студент, набравший 99-110 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично»; набравший 88-98 баллов – тоже с оценкой «хорошо»; при сумме баллов 77-87 – «удовлетворительно» без экзамена, либо сдача традиционного экзамена (по экзаменационным билетам); при сумме менее 77 баллов – обязательная сдача экзамена.
Литература:
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. – 304 с.
2а. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М., 1991.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 312 с.
Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога / В.В. Краевский // Магистр. – 1991. – № 1.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. – Самара, 1994.
Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики / В.В. Краевский // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд. – М., 1998.
Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – 2-е изд. испр.– М.: Изд-во МГАУ, 2002. – 120 с.
Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 1998. – 208 с.
Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Метод. рекомендации для студентов. – М.: Пед. об-во России, 1999. – 48 с.
Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е.Л. Белкин. – Ярославль: Верх. – Волж. кн. изд-во, 1982. – 107 с.
Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: (Научн.-метод. пособие). – М., 1993. – 114 с.
Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 44-49.
Краевский В.В. Методологическая рефлексия / В.В. Краевский // Советская педагогика. –1989. – №2. – С. 73-79.
Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В.И. Загвязинский / А.Ф. Закирова // Педагогика. – 1997. – №2. – С. 9-14.
Пинский А.А. Средний балл: процент и статистика / А.А. Пинский // Советская педагогика. – 1980. - № 12. – С. 71-77.
Армутлийска Д. Количественные оценки успеваемости / Д. Армутлийска // Советская педагогика. – 1986. – №10. – С. 49-52.
Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме / М.И. Ерецкий. – М.: Высшая школа, 1987. – 261 с.
Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – №4. – 2001. – С.14-19.
Шубинский В.С. Преобразующая роль методологического знания В.С. Шубинский // Советская педагогика. – 1986. – №10. – С.24-27.
Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики / Э.Д. Днепров // Советская педагогика. – 1986. – №8. – С.95-102.
Бургин М.С. Понятия и функции методологии педагогики / М.С. Бургин // Советская педагогика, 1990. – №10. – С. 73-77.
Шамардин В.Н. О соотношении методологии и практики / В.Н. Шамардин // Советская педагогика. – 1990. – №10. – С. 78-80.
Кутьев В.О. Методология педагогики: какая она сегодня? / В.О. Кутьев //Советская педагогика. – 1990. – №12. – С. 65-70.
Равкин З.И. Методологические проблемы педагогической науки / З.И. Равкин // Советская педагогика. – 1986. – №11. – С. 131-133.
Загузов Н.И. Актуальные проблемы оформления результатов диссертационных исследований Н.И. Загузов // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №4. – С. 46-48.
Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 1997. – №6. – С. 21-26.
Бургин М.С. Нормативно-структурный анализ педагогических теорий / М.С. Бургин / И.С. Дмитрик / В.И. Кузнецов // Советская педагогика. – 1989. – №3. – С. 59-64.
Федоров Б.И. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования / Б.И. Федоров / П.М. Перминова // Педагогика. – 2002. – №5. – С. 14-19.
Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. – 1997. – №5. – С. 108-115.
Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас / Катаева Л.И. // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 61-67.
Данилюк А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 1997. – №5.
Шеуджен Э.А. Введение в методологию научного исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание