9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
В любой отрасли знаний принято различать три типа научных исследований: фундаментальные, прикладные исследования и разработки. К фундаментальнымисследованиям в педагогической науке относятся работы, решающие самые общие, коренные проблемы развития педагогических систем, установления психолого-педагогических законов и закономерностей.Прикладныеисследования включают создание новых дидактических систем, методов и приемов, технических средств, организационно-методические усовершенствования и т.п. Например, к фундаментальным исследованиям относятся работы по созданию В.П. Беспалько основ теории педагогических систем, П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной теории поэтапного формирования умственных действий, А.Н. Леонтьевым – основ психологии, как науки о сознании и становлении личности в процессе деятельности и др.
Примерами прикладных исследований могут служить многие работы по созданию основ программированного обучения, тестового контроля, проблемного изложения информации, самообучения и самовоспитания, развития творческих способностей, методики гарантированно успешного обучения всех учащихся (Шаталов), методики создания модели специалиста, межпредметных связей и многое другое.
Наиболее характерны для преподавателей научно-педагогические исследования типа разработок. Их часто называют научно-методическими работами. Они выполняются на основе фундаментальных и прикладных исследований и состоят главным образом в применении новых дидактических систем, методов, способов, приемов в условиях конкретного учебного заведения с проверкой эффективности их применения. Широкая тематика разработок может быть представлена такими примерами, как создание модели специалиста и учебного плана по специальностям, соответствующим профилю учебного заведения, учебных программ, учебников, учебных пособий, обучающих программ, методических указаний, технических средств, материалов к ним, наглядных пособий, раздаточных материалов, контрольных заданий и тестов, графов, сценариев и частных методик по темам и отдельным занятиям, а также по предмету в целом. К разработкам можно отнести выявление затрат времени учащихся на самостоятельную работу, рациональное планирование самостоятельной работы и ее сочетания с аудиторной работой, выявление и анализ причин слабой успеваемости и недостатков в воспитательной работе, разработку путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. К этому же типу относятся разработки приемов активизации работы и повышения внимания обучающихся, снижения затрат времени, способов рационального, дидактически целесообразного применения технических средств и др.
Перечислите методологические параметры и критерии качества педагогического исследования.
Как мы уже отмечали ранее, к методологическимпараметрам педагогического исследования относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Основными же критериямикачествапедагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Указанные выше, и ряд других, как зачастую еще называют их, элементы научного аппаратаисследования располагают в тексте диссертации обычно в определенной последовательности (более подробной расшифровке перечисленных параметров посвящены следующие вопросы и ответы):
обоснование актуальности исследования и постановка научной проблемы, формулирование темы (см. вопрос № 11);
цель исследования (см. вопрос № 13);
объект исследования (см. вопрос № 12);
предмет исследования (см. вопрос № 12);
задачи исследования (см. вопрос № 14);
гипотеза исследования (см. вопрос № 15);
методологические основы исследования (см. вопрос №№ 16-20);
методы исследования (см. вопрос №№ 22, 4);
этапы исследования (см. вопрос № 23);
научная новизна, ее значение (см. вопрос № 24);
практическая значимость (см. вопрос № 25);
достоверность результатов исследования (см. вопрос № 26);
положения, выносимые на защиту (см. вопрос № 27);
апробация работы (см. вопрос № 28).
(Псевдотест к вопросу – см. на с. 92 № 48).
- Адыгейский государственный университет м.Р. Кудаев
- Учебное пособие Майкоп 2003
- От автора (или как эффективно использовать эту книгу)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.
- 1. Каково положение педагогики в системе наук.
- Научное знание, наука
- Педагогика как наука: три подхода, три концепции
- Система наук об образовании
- 2. Приведите примерную классификацию научно-педагогических исследований в учебном заведении: цели, типы, этапы и виды экспериментов.
- Граф темы «Научно-педагогические исследования в учебном заведении»
- Список оснований графа (I - VII) и учебных элементов (1- 67)
- II. Типы педагогических исследований
- III. Темы педагогических исследований
- IV. Этапы педагогического исследования.
- V. Методы, применяемые при выполнении основной части исследования.
- VI. Классификационные характеристики педагогических экспериментов.
- VII. Виды педагогических исследований.
- 3. В чем состоят общие основы рациональной методики организации педагогического исследования.
- Организация научно-педагогического исследования (по а.М. Новикову) Педагогическое исследование
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования.
- 4. Кратко охарактеризуйте методы педагогических исследований и приведите одну из принятых в педагогике классификаций. Каковы исследовательские возможности различных методов.
- Статистические методы
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования.
- 5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.
- 6. Каковы функции методологии педагогики и ее место в структуре педагогического научного знания.
- Методология педагогики
- 7. Охарактеризуйте соотношение и связь понятий «методология», «метод» и «методика» педагогического исследования.
- 8. Какое место занимает в педагогическом исследовании методологический раздел. Что называют методологическими параметрами и критериями качества исследования.
- 9. Охарактеризуйте типы педагогических исследований по их направленности.
- 11. Охарактеризуйте критерий качества исследования «актуальность», как формулируются проблема и тема.
- Гипотеза
- 16. Каковы возможные варианты представления в научном аппарате диссертации методологических и теоретических основ исследования.
- Методологические и теоретические основы
- 19. Что чаще всего фигурирует в педагогических исследованиях в качестве ее методологической базы и теоретической основы.
- 20. Что следует понимать под «системным подходом» как популярной в педагогических исследованиях методологической ориентацией.
- 21. Назовите современные дидактические теории, рекомендуемые в качестве теоретической основы педагогического исследования.
- 29.Какое место занимает в педагогическом исследовании диагностика.
- 30. Изложите основы методики организации экспериментальной работы педагога-исследователя (рекомендации системной дидактики)
- Количество правильно решенных задач повышенной сложности
- Пример формы индивидуального бланка наблюдений
- Пример формы группировочной ведомости
- Пример формы бланка учета результатов тестирования
- Форма плана проведения экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о проведении экспериментального занятия
- Форма отчета преподавателя о результатах проведения серии экспериментальных занятий
- 31.Каковы наиболее распространенные недостатки в оформлении методологии педагогического исследования.
- Дидактический материал по курсу (для семинарско-практических занятий и самостоятельной работы студентов)
- 1. Псевдотесты по основам теории курса
- 2. Задания на проработку статей по методологическим проблемам. Самостоятельная работа № 1
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи в.В. Краевского «Методологическая рефлексия» (Советская педагогика. – 1989. - № 2. – с. 73-79).
- Самостоятельная работа № 2
- Самостоятельная работа № 3
- Вопросы к собеседованию после самостоятельной проработки студентом статьи «о методологическом аппарате диссертационных исследований» а.Я. Найна (Педагогика. – 1995. - № 5. – с 44-49).
- 3. Система упражнений для семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа № 4
- Самостоятельная (зачетная) работа № 6
- И раздаточный материал студенту к зачетной работе по предмету «Методология и методика психолого-педагогических исследований»
- I. Последовательность действий:
- II. Перечень раздаточного материала.
- 1. Образец заполнения титульной страницы
- Тетрадь
- 2. Примерные требования к автореферату по структуре, последовательности и объемам текста раздела «Общая характеристика работы».
- Литература:
- Приложения
- Пример выполнения методологического (научного)
- Аппарата исследования
- (Для использования в самостоятельной работе №4, №5, №6)
- Тема: Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования.
- Тематический план курса «Методология и методика педагогических исследований» (дошкольное отделение)
- Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. Тезисы по основам методов педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел III. Тезисы по основам методологии педагогического исследования. План:
- Литература:
- Задания, вопросы для самостоятельной работы:
- Рекомендации
- Раздел I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 29, 30 (с. 5-17, 38-42, 82-92);
- Раздел II - о методах исследования - вопрос № 4 (с. 17-33);
- Содержание