logo
ИПиО (озо) Бак

О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.

<…> «…самым существенным моментом ученичества в каждой профессии являются упражнения в преодолении трудностей этой профессии, в терпении и подавлении всех желаний, которые могли бы препятствовать непрерывному выполнению будущих главных обязанностей» <…>

«Возможность соединения на очень ранней ступени воспитательных задач с промышленной деятельностью неопровержима, достаточно вспомнить, с какого раннего возраста городские дети начинают шить и вязать, а деревенские – прясть хлопок. С шести лет начинается уже пригодность детей к индустрии, и до восемнадцати лет эта пригодность возрастает. Эта пригодность к производительному труду должна при воспитании бедных возможно раньше быть использована, так как это вполне соответствует самым разумным воспитательным принципам». <…>

<…> «…необходимо при воспитании развивать все те навыки, без наличия которых бедняк не сумеет использовать тот единственный источник существования, на который он может рассчитывать». <…>

<…> «Наличие в каком-либо месте развитой промышленности является основанием к тому, чтобы воспитание бедняка подчинить духу индустрии…» <…>

«Но если я советую подчинить воспитание бедняков в определённых местностях промышленности, то не в коем случае не хочу сказать, что рекомендую посылать детей на первые ближайшие фабрики…» <…>

«Я бы хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрии от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества…» <…>

«Умения и навыки, развитие которых является конечной целью всякого воспитания бедных, будут служить основной опорой учреждения; привычка к непрерывной, обдуманной, упорядоченной деятельности, твёрдо установленная обязательная ежедневная работа, соответствие между этой работой и получаемым содержанием, крайняя бережливость во всех отношениях, приучение к дешёвой пище, тщательное распределение этой пищи, точность в употреблении даже предметов первой необходимости: дров, соли, света, масла, - все эти существенные для воспитания бедных навыки и ограничения будут в то же время существенны для экономии предпринимателя». <…>

«Предприниматель должен быть отцом своего дома, развитие у детей трудолюбия, ума и добродетели, соответствующих их положению, должно доставлять ему отеческую радость; развёртывающиеся с каждым днём способности, развивающиеся ум и сердце должны служить ему источником высоких наслаждений, служить ему вознаграждением…

Только твёрдо поставленная конечная цель достижения нравственности, религиозного развития, истинного просвещения и руководства человеческим сердцем может быть положена в основу такого учреждения». <…>

<…> «Учреждение, воспитывающее для индустрии, требует развития разнообразных способностей и навыков, нужных промышленности, и такое учреждение не может быть односторонним». <…>

«Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующего нуждам бедных детей».

Песталоцци И.Г. Письма к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодёжи.

См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 168-185.

«Истинные правила человеческого воспитания должны быть истинны не только сами по себе, но и применительно к людям, которые должны будут выполнять их. В этом смысле принцип строить первоначальное развитие человеческих сил на домашнем труде удивительно правилен, потому что отец и мать, которые являются в общем единственными воспитателями человечества и всегда должны быть ими, приходят к этому принципу в силу тысячи разнообразных обстоятельств своего домашнего быта». <…>

«Труд вообще является самым надёжным средством для упражнения внимания…» <…>

«В смысле общего облагораживающего влияния и воспитания домашних и гражданских добродетелей приучение детей к послушанию, к готовности быть услужливыми по отношению к родителям, родственникам и домочадцам настолько хорошо достигается упражнениями с раннего детства в домашнем труде, участием детей в домашних делах, что я не думаю, чтобы было возможно заменить этот способ воспитания детей каким-нибудь другим способом». <…>

«Учи своего мальчика слушаться мать и отца, работать, смотреть за своим делом, надеяться на бога и смиренно жить, и ты создашь из него гражданина…»

Песталоцци И.Г. В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 «Швейцарского листка». См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 188-192.

<…>«Высокое, но не проведённое в жизнь идея образования для индустрии означает не что иное, как применение общего образования в целом к специальной области его трудовой деятельности». И только тогда такое образование можно будет считать подлинной подготовкой к индустрии, когда оно будет исходить из завершенного общего образования в том полном объёме, который вообще считается необходимым для человечества. Подготовка к фабричному заработку столь же далека от образования, готовящего к индустрии, как обучение батрака оросительным работам… Как в сельскохозяйственное образование входят все те знания, которые нужны в сельском хозяйстве, так и индустриальное образование предполагает овладение в полном объёме всеми знаниями, являющимися неслучайными или относящимися к каким-либо отдельным отраслям, а имеющими общее значение, обязательно необходимыми для постижения духа индустрии и укрепления её силы.

Это, однако, не значит, что образование для индустрии обязательно предполагает обучение разнообразным приёмам и навыкам, применяемым в различных отраслях промышленности… Задача состоит в том, чтобы в полном объёме поставить опыт хорошего воспитания, необходимого для бедных детей, и добиться при этом полного усвоения детьми правил и навыков, требуемых подобным воспитанием… Деятельность ума и активность сердца должны стать фундаментом, на котором строятся прививаемые детям навыки и умения физического труда. Их труд ни в коем случае не должен являться результатом крайне односторонней подготовки для выполнения какой-либо одной операции в одной из отраслей промышленности. Так же как высокое развитие умственных и нравственных сил основывается на заложенных в человеке вечных и неизменных элементах и может быть достигнуто лишь путём систематических и постепенно развивающихся упражнений, точно так же и образование для индустрии исходит из вечных и неизменяемых элементов и может быть достигнуто только при помощи непрерывных и постепенно развивающихся упражнений. Оно представляет в своей сущности не что иное, как применение физического воспитания для определённых профессиональных целей, и должно быть поэтому приведено в гармонию как с физическим воспитанием в целом, так и с общими требованиями умственного и нравственного воспитания. <…>

«Ближайшая задача образования для индустрии, базирующегося на умственном и нравственном образовании, заключается в том, чтобы научить человека учитывать все средства, имеющиеся при данном его положении, каково бы оно ни было, для создания себе удовлетворительных условий существования. Качество этого образования должно быть достаточно высоким, чтобы человек с уверенностью мог сделать этот первый шаг. Это требование, по существу, и определяет, в чём должны заключаться основные задачи общетрудового, профессионального и индустриального образования». <…>

«Совершенно очевидно следующее: подготовка руки для мастерства должна основываться на силе разума, а образование, включающее умственное развитие и навыки ручного труда, должно исходить из такого душевного состояния, при котором человек воспринимает, любит и ищет всё самое чистое, самое высокое и достойное, на что способна человеческая натура. Фундаментом для такого образования должны служить надёжное нравственное воспитание и развитые благодаря ему нравственные силы. Образование, готовящее к индустрии, так же как умственное и нравственное, коренится, следовательно, в семейной жизни; оно развивается само собой и благодаря сущности тех средств, которые применяются для подготовки к труду в семье, в неразрывной связи со всем тем, что занимает ум и сердце. Искусство воспитания должно строго следовать этому предписанному природой пути».

Песталоцци И.Г. Цель и план воспитательного учреждения для бедных.

См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 199-203.