О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
<…> «…самым существенным моментом ученичества в каждой профессии являются упражнения в преодолении трудностей этой профессии, в терпении и подавлении всех желаний, которые могли бы препятствовать непрерывному выполнению будущих главных обязанностей» <…>
«Возможность соединения на очень ранней ступени воспитательных задач с промышленной деятельностью неопровержима, достаточно вспомнить, с какого раннего возраста городские дети начинают шить и вязать, а деревенские – прясть хлопок. С шести лет начинается уже пригодность детей к индустрии, и до восемнадцати лет эта пригодность возрастает. Эта пригодность к производительному труду должна при воспитании бедных возможно раньше быть использована, так как это вполне соответствует самым разумным воспитательным принципам». <…>
<…> «…необходимо при воспитании развивать все те навыки, без наличия которых бедняк не сумеет использовать тот единственный источник существования, на который он может рассчитывать». <…>
<…> «Наличие в каком-либо месте развитой промышленности является основанием к тому, чтобы воспитание бедняка подчинить духу индустрии…» <…>
«Но если я советую подчинить воспитание бедняков в определённых местностях промышленности, то не в коем случае не хочу сказать, что рекомендую посылать детей на первые ближайшие фабрики…» <…>
«Я бы хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрии от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества…» <…>
«Умения и навыки, развитие которых является конечной целью всякого воспитания бедных, будут служить основной опорой учреждения; привычка к непрерывной, обдуманной, упорядоченной деятельности, твёрдо установленная обязательная ежедневная работа, соответствие между этой работой и получаемым содержанием, крайняя бережливость во всех отношениях, приучение к дешёвой пище, тщательное распределение этой пищи, точность в употреблении даже предметов первой необходимости: дров, соли, света, масла, - все эти существенные для воспитания бедных навыки и ограничения будут в то же время существенны для экономии предпринимателя». <…>
«Предприниматель должен быть отцом своего дома, развитие у детей трудолюбия, ума и добродетели, соответствующих их положению, должно доставлять ему отеческую радость; развёртывающиеся с каждым днём способности, развивающиеся ум и сердце должны служить ему источником высоких наслаждений, служить ему вознаграждением…
Только твёрдо поставленная конечная цель достижения нравственности, религиозного развития, истинного просвещения и руководства человеческим сердцем может быть положена в основу такого учреждения». <…>
<…> «Учреждение, воспитывающее для индустрии, требует развития разнообразных способностей и навыков, нужных промышленности, и такое учреждение не может быть односторонним». <…>
«Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующего нуждам бедных детей».
Песталоцци И.Г. Письма к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодёжи.
См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 168-185.
«Истинные правила человеческого воспитания должны быть истинны не только сами по себе, но и применительно к людям, которые должны будут выполнять их. В этом смысле принцип строить первоначальное развитие человеческих сил на домашнем труде удивительно правилен, потому что отец и мать, которые являются в общем единственными воспитателями человечества и всегда должны быть ими, приходят к этому принципу в силу тысячи разнообразных обстоятельств своего домашнего быта». <…>
«Труд вообще является самым надёжным средством для упражнения внимания…» <…>
«В смысле общего облагораживающего влияния и воспитания домашних и гражданских добродетелей приучение детей к послушанию, к готовности быть услужливыми по отношению к родителям, родственникам и домочадцам настолько хорошо достигается упражнениями с раннего детства в домашнем труде, участием детей в домашних делах, что я не думаю, чтобы было возможно заменить этот способ воспитания детей каким-нибудь другим способом». <…>
«Учи своего мальчика слушаться мать и отца, работать, смотреть за своим делом, надеяться на бога и смиренно жить, и ты создашь из него гражданина…»
Песталоцци И.Г. В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 «Швейцарского листка». См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 188-192.
<…>«Высокое, но не проведённое в жизнь идея образования для индустрии означает не что иное, как применение общего образования в целом к специальной области его трудовой деятельности». И только тогда такое образование можно будет считать подлинной подготовкой к индустрии, когда оно будет исходить из завершенного общего образования в том полном объёме, который вообще считается необходимым для человечества. Подготовка к фабричному заработку столь же далека от образования, готовящего к индустрии, как обучение батрака оросительным работам… Как в сельскохозяйственное образование входят все те знания, которые нужны в сельском хозяйстве, так и индустриальное образование предполагает овладение в полном объёме всеми знаниями, являющимися неслучайными или относящимися к каким-либо отдельным отраслям, а имеющими общее значение, обязательно необходимыми для постижения духа индустрии и укрепления её силы.
Это, однако, не значит, что образование для индустрии обязательно предполагает обучение разнообразным приёмам и навыкам, применяемым в различных отраслях промышленности… Задача состоит в том, чтобы в полном объёме поставить опыт хорошего воспитания, необходимого для бедных детей, и добиться при этом полного усвоения детьми правил и навыков, требуемых подобным воспитанием… Деятельность ума и активность сердца должны стать фундаментом, на котором строятся прививаемые детям навыки и умения физического труда. Их труд ни в коем случае не должен являться результатом крайне односторонней подготовки для выполнения какой-либо одной операции в одной из отраслей промышленности. Так же как высокое развитие умственных и нравственных сил основывается на заложенных в человеке вечных и неизменных элементах и может быть достигнуто лишь путём систематических и постепенно развивающихся упражнений, точно так же и образование для индустрии исходит из вечных и неизменяемых элементов и может быть достигнуто только при помощи непрерывных и постепенно развивающихся упражнений. Оно представляет в своей сущности не что иное, как применение физического воспитания для определённых профессиональных целей, и должно быть поэтому приведено в гармонию как с физическим воспитанием в целом, так и с общими требованиями умственного и нравственного воспитания. <…>
«Ближайшая задача образования для индустрии, базирующегося на умственном и нравственном образовании, заключается в том, чтобы научить человека учитывать все средства, имеющиеся при данном его положении, каково бы оно ни было, для создания себе удовлетворительных условий существования. Качество этого образования должно быть достаточно высоким, чтобы человек с уверенностью мог сделать этот первый шаг. Это требование, по существу, и определяет, в чём должны заключаться основные задачи общетрудового, профессионального и индустриального образования». <…>
«Совершенно очевидно следующее: подготовка руки для мастерства должна основываться на силе разума, а образование, включающее умственное развитие и навыки ручного труда, должно исходить из такого душевного состояния, при котором человек воспринимает, любит и ищет всё самое чистое, самое высокое и достойное, на что способна человеческая натура. Фундаментом для такого образования должны служить надёжное нравственное воспитание и развитые благодаря ему нравственные силы. Образование, готовящее к индустрии, так же как умственное и нравственное, коренится, следовательно, в семейной жизни; оно развивается само собой и благодаря сущности тех средств, которые применяются для подготовки к труду в семье, в неразрывной связи со всем тем, что занимает ум и сердце. Искусство воспитания должно строго следовать этому предписанному природой пути».
Песталоцци И.Г. Цель и план воспитательного учреждения для бедных.
См.: Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – С. 199-203.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года