logo
ИПиО (озо) Бак

2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.

Конфуций (Кун-цзы) (22.09.551 г. до н.э. - апрель 479 г. до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).

В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырёх вещей:

  1. он не вдавался в пустые размышления;

  2. не был категоричен в своих суждениях;

  3. не проявлял упрямства;

  4. не думал о себе лично.

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только учёные-конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «учёные», «образованные»).

Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил после себя ни строчки. Всё известное нам – это записи его учеников.