logo
ИПиО (озо) Бак

Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.

В высшей степени важным педагогическим событием, рав­носильным плодотворному преобразованию воспитания и пре­подавания, явилось бы с нашей точки зрения широкое и пос­ледовательное проведение в жизнь всеми учителями и воспи­тателями следующих положений:

1. Воспитанник есть член окружающей его жизненной сре­ды, которая на него воздействует и на которую он сам реагирует с целью достичь чувственных или духовных выгод и из­бежать материального или духовного вреда.

2. Врождённые рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются в играх ребёнка, в этом естественном и успеш­ном самообучении, должны стать основой и исходным пунк­том всего воспитания. Это биологическаясторона воспитания.

3. Воспитание должно, таким образом, воздействовать на врождённые и приобретённые реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, этики и религии. Это социологическаясторона воспитания. Развитие есть процесс реакций и их органов. Воспитание есть поэтому развитие, ру­ководимое сообразно требованиям общежития или культуры.

4. Задачей воспитателя является прежде всего изучение врождённых и приобретённых реакций питомца, ибо от них прежде всего зависит круг представлений и идей. В качестве реакций должны рассматриваться: рефлексы, инстинкты, про­извольные и автоматические действия, привычки и навыки, возникающие путём упражнения их волевых действий. Реак­ции, если разобраться в них вполне отчётливо, состоят из раз­дражения и движения, из впечатления и внешнего выражения; в случае рефлекса эти два момента следуют непосредственно друг за другом; в случае инстинктивного действия их связыва­ет лишь одно единственное представление; наконец, в случае произвольного действия соединительным звеном являются два или несколько представлений, между которыми происходит выбор, долженствующий обеспечить достижение задуманной цели; в случае автоматических действий, привычек и навыков эти промежуточные элементы снова устраняются. Воспитание воли и активности будет успешным лишь в том случае, если его исходной точкой мы изберём врождённые реакции, ин­стинкты. От инстинктов зависит прежде всего круг представ­лений, интерес и воля. Следовательно, не представления, но инстинкты являются фундаментом для воспитания интере­са, чувства и воли. (...)

На основании вышеуказанных фактов биологии, анатомии и физиологии, психологии, теории познания и школьной ги­гиены мы приходим к основному педагогическому принципу действия:

Питомец есть член окружающей его жизненной среды, вли­яние которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует; основу всего воспитания должны поэтому составлять врождённые и приобретённые реакции. Впечатле­ния, воспринятые и обработанные сообразно нормам логики, эстетики, этики и религиозной науки, должны поэтому во всех областях и на всех ступенях воспитания дополняться вне­шним выражением. Последнее, в свою очередь, позволяет достигать всё большего совершенства в наблюдении и переработке, поскольку внешнее изображение сравнивается каждый раз с чувственным или духовным прообразом, представлени­ем цели и сызнова повторяется.

Изображение есть третья стадия основного биологическо­го процесса, которая следует за средним членом – духов­ной переработкой, и, являясь осуществлением известного представления цели, влияет на начальную стадию – на наблюдение; она охватывает собой всякое сознание образов и форм, всякое конструирование и творчество, всякую практическую созидательную деятельность, наконец, поведение дома, в школе и в жизни. Этот момент должен войти в вос­питание и преподавание в виде: лепки из песка, пластили­на, глины и других материалов, в виде производства опы­тов по естественной истории, физике, химии и географии, в виде ухода за растениями и животными, рисования – проекционного и перспективного, писания красками, в виде практических задач по арифметике и геометрии, в форме словесного изложения, пения и музыки, игр, танцев, гимнастики, спорта, в виде деятельности питомца в семье, в товарищеской среде, в классе, организованном в виде трудового сообщества, в политических и религиозных отечественных организациях. Каждая реакция, – будь то морганье глазами, ответ на удар, ответ на вопрос или решение математической задачи, – имеет в виду одну цель: наиболее выгодное приспособление к внешним обстоятельствам. В центре сознательной реакции стоит представление цели, прообраз результатов нашей деятельности. Внешнее выражение есть, следовательно, сознательное преднамеренное приспособление к данным обстоятельствам. «Приспособление» не следует, однако, понимать в дарвинистическом смысле. Мы имеем здесь дело не с пассивным, но с активным приспособлением. Человек, следуя основному педагогическому прин­ципу, может целесообразно приспособлять свою изобразительную деятельность, влиять в смысле совершенствования на свою душу и тело и на окружающий мир. Ибо для души и тела имеет силу следующее положение: функции и их органы совершенствуются взаимно, и человек, приспособляясь целесообразно к обстоятельствам, становится господином окружающего мира и всего творения.