Нравственное воспитание и свобода.
Что вопрос о нравственном воспитании является бесспорно самым важным во всей области воспитания - с этим едва ли кто будет спорить. Тем более, настоятельной является надобность разобраться в этом вопросе, так как ни в одной области не существует в этом отношении такой путаницы, как именно в вопросе о нравственном воспитании. В настоящей статье я хочу только высказать несколько мыслей о том направлении, в каком следует искать его решения, если становиться на точку зрения идей, охватываемых понятием "свободное воспитание" и последовательно развивать эти идеи до их последнего логического конца.
Перед нами стоит такая проблема в области нравственного воспитания, которую мы должны решить или, по крайней мере, приблизиться к её решению: какими целями следует задаваться в деле нравственного воспитания, если и нравственное воспитание, подобно всем другим сторонам, должно быть запечатлено характером свободы и должно отбросить все формы принуждения и насилия, как бы скрыты и замаскированы они ни были. Ни в какой другой области, как в области нравственного воспитания, не возникает, быть может, в такой сильной степени опасность опутать ребёнка "цепями невидимого рабства". И ни в какой другой области те приёмы воспитания, которые обычно практикуются, не являются столь очевидно бросающимся в глаза насилием над душой ребёнка и ведут не к освобождению ребёнка от тяготеющих на нём цепей всякого рода, а к его закрепощению в новые цепи.
Это тем более знаменательно, что в этом отношении даже те педагоги, которые смело и решительно идут по пути умственного раскрепощения ребёнка, провозглашая здесь лозунг свободного непринуждённого развития, как только дело заходит о нравственном развитии, начинают бояться этой свободы и сворачивают на старый путь более или менее грубого или более или менее тонкого насилия. Но ведь надо же быть последовательным: если процесс умственного развития ребёнка должен быть свободным, если мы должны развивать в нём критическую мысль, если всё дело его умственного развития мы должны стремиться поставить так, чтобы он сам творческим путём доходил до обладания истиной, если мы должны остерегаться сковывать его свободную мысль какими-либо догмами, а наоборот, поощрять к смелому исканию, к самостоятельным поискам, к творческой работе, то должны ли мы делать то же самое и, быть может, ещё во много раз больше в области нравственного развития его? Не должен ли ребёнок и в нравственной области явиться также великим искателем, не должен ли он самостоятельно и творческим путём дойти до обладания нравственностью, не следует ли нам и здесь опираться на творческие силы ребёнка, а не на различные процессы автоматического характера, как то: подражание, внушение и т.д.?
"Да, - скажут нам,- но ведь это сопряжено с большим риском. Легко может случиться, что ребёнок, идя творческим путём, дойдет до обладания не нравственностью, а Бог знает чем, что граничит, быть может, даже с преступлением... Поэтому гораздо надёжнее будет, если мы будем рассчитывать на такие факторы, как подражание и внушение; тогда гораздо скорее можно быть уверенным в том, что из него выйдет хорошийчеловек, который проникнется истинными понятиями о добре и зле".
То есть, другими словами, ответим мы на это, в области нравственного воспитания вы боитесь свободного, естественного развития, последовательно и систематически проведённого и обеспеченного, вы боитесь, что творческая мысль ребёнка обратится к новой нравственности, нравственности, которую вы понять не можете, и которая, быть может, разойдётся резко с той нравственностью, которую вы привыкли считать последней абсолютной истиной. Считая себя в отношении нравственного идеала обладателем абсолютной истины и не веря в возможность прогресса человечества в деле познания высших начал нравственности, вы считаете себя в праве стараться как можно раньшевнушитьребёнку ваш идеал, чтобы темспастиего от возможной нравственной погибели. Таким образом, вера в возможность обладания абсолютной истиной и в своё призвание быть спасителем ребёнка от угрожающей ему якобы, а на самом деле, быть может, мнимой опасности нравственно погибнуть - служит тем достаточным основанием, которое оправдывает в ваших глазах такие приёмы воспитания, как внушение, когда дело идёт о нравственном воспитании. Но кто дал вам право считать себя в обладании абсолютной истиной в сфере познания добра и зла, то есть в области нравственности, и кто дал вам право взять на себя роль спасителя, не зная, захочет ли то лицо, которое вы спасаете, подобного спасения и не проклянёт ли оно вас впоследствии, усмотрев в вашем спасении не спасение, а нравственную гибель, а тормоз и задержку для достижения более высоких степеней нравственного развития?
Пока вы не можете доказать, что вы действительно обладатель абсолютной нравственной истины, пока вы не можете оправдать необходимость спасения, - до тех пор вы не лишены права принимать на себя роль спасителя и действовать так, как если бы вы обладали абсолютной истиной. "Докажите это право. Вы - ответчики, а дети - истцы", и они вправе требовать, чтобы вы действовали с особенной осторожностью там, где не может быть полной уверенности, и чтобы вы в своих действиях больше опирались на их свободные творческие силы, чем на те автоматические и чисто механические процессы, которые характеризуются, например, словами: "подражание", "внушение" и т.д., чтобы вы старались развивать в них свободную нравственную волю, а не те или другие привычные взгляды, привычные действия и навыки.
Истинно человеческая нравственность не может быть создана на подражании, внушении, образовании привычных взглядов, навыков и т.д., для этого требуется пустить в ход силы, и ребёнок имеет полное право требовать от своих воспитателей, чтобы они сделали всё возможное для развития в нём этой высшей нравственности, хотя бы она и явилась отрицанием того, что сами педагоги привыкли считать нравственностью.
Вы говорите, что "дети находятся всегда и тем более чем моложе, - в том состоянии, которое врачи называют первою степенью гипноза", и что "учатся и воспитываются люди всегда только через внушение". И это фактически так, если "детский возраст" де-факто "есть возраст внушения", то почему же и всему нравственному воспитанию не стоять "на внушении добра".
Но задаёте ли вы себе вопрос, нормально ли то, что дети и взрослые находятся часто в состоянии гипноза и что те и другие так восприимчивы к внушениям всякого рода? Но задаёте ли вы себе вопрос, не потому ли взрослое поколение впоследствии и всю свою жизнь остаётся столь сильно восприимчивым ко всякого рода внушениям, что эту способность обыкновенно поддерживают и усиливают в нём те воспитатели, которые пользуются ею, как одним из средств, и даже самым главным, нравственного воспитания? Ведь и это тоже неоспоримый факт - чем более приводишь в действие какую-либо способность, тем более она и развивается. Чем более приводишь человека в состояние гипноза, тем более он делается способным впадать в это состояние и подвергаться разным внешним влияниям.
И потом, какая цена этой гипотетической нравственности, этому "внушённому добру"? Гипнотическая нравственность есть нравственность механическая, нравственность человека-машины, человека-автомата, а " внушённое добро" не есть добро в истинном смысле этого слова, - таковым может быть только то добро, которое самостоятельно и творчески рождается в душе ребёнка, а не навязывается ему путём извне, путём внушения. Если вы истинный воспитатель, то вы остережётесь пользоваться внушением как средством воспитания, вы постараетесь оперировать на других факторах, вы будете строить нравственное воспитание на творческой воле, которая, хотя бы и в зародыше, имеется в маленьком ребёнке. Вы будете любовно беречь этот зародыш и всячески содействовать тому, чтобы его развитие не было заглушено чрезмерным развитием всего того, что есть в человеке механического, автоматического.
Правда, ребёнок восприимчив к гипнозу и легко поддаётся внушениям или так или иначе, хотя бы даже невольно, вы будете для него являться внушением своего рода. Допустим, что всё это так, но что же из этого? Тем более это налагает на нас, как на воспитателей, обязанность воспользоваться этой способностью к внушению, чтобы создать в ребёнке силу, могущую в нём ослабить эту способность и взять её в руки. Такую силу мы можем создать, если будем внушать ребёнку не столько те или другие абсолютные истины, не столько тот или другой образ поведения, сколько мысль, что всякая истина только тогда истина, если она является самостоятельным, свободным творческим построением ума человека, и что всякое поведение тогда нравственно, когда оно представляет продукт самостоятельной, свободной творческой воли, а не результат подражания и внушения.
Эту мысль мы должны внушать ему как путём слова, так и путём всей своей жизни. Если мы в своей жизни, и в особенности в области нравственности, будем вечными искателями, если мы будем всегда здесь искать высшего и лучшего, если мы не будем верить в то, что мы обладаем последней, вечной, абсолютной истиной, то ничего не может быть лучше и благотворнее влияния примера подобной жизни на ребёнка. Пример подобной жизни действительно поведёт к нравственному развитию ребёнка, к выработке в нём самостоятельной, свободной, творческой, нравственной воли.
Но если мы в своей жизни будем исповедовать нравственный догматизм, если мы будем считать нравственные вопросы раз и навсегда решёнными, если мы будем бояться их постоянного пересмотра и исследования, если мы вместо уверенности, получающейся на основании критического разбора, будем опираться на сильную веру, то и пример нашей личной жизни не будет содействовать к выработке в ребёнке самостоятельной свободной творческой воли, а других противоположных качеств. Пример нашей жизни будет только тогда содействовать к выработке добродетельного в нашем смыслечеловека. Если мы, например, исповедуем христианскую мораль, то пример такой жизни поведёт к выработке человека, проникнутого принципами христианской морали. Но добродетельным каждый человек может и должен быть тольков своём смысле. Только моя собственнаядобродетель, мною самим свободно и творчески созданная, и есть истинная и настоящая добродетель. Всякая иная добродетель это - суррогат добродетели; всякая иная добродетель есть внешняя добродетель и в нравственном отношении не имеет никакой цены.
Что задерживает прогресс человечества в области нравственности? Этот прогресс задерживается и тормозится именно тем, что в нравственном воспитании мы не заботимся о развитии свободной творческой воли, что мы гасим с самых малых лет в ребёнке в этом отношении беспокойный дух искания и творчества и стараемся во что бы то ни стало зажечь ровный и спокойный огонёк веры. И поколения за поколениями путём внушения, подражания и слепой веры воспитываются в рамках всё одной и той же морали, и нравственный идеал остаётся поэтому неизменным в течение долгих веков. Мы всё ещё топчемся по проторенным дорогам одной и той же традиционной морали. Но если эта традиционная мораль была сама некогда преодолением более низшей морали, то не должна ли и она в свою очередь когда-нибудь быть преодолена другой более высокой формой морали. И если мы хотим, чтобы это как можно скорее случилось, мы должны в возможно большей степени облегчать путь для морального творчества, мы должны в каждом ребёнке видеть возможного творца будущей новой более высокой нравственности и путём соответствующего нравственного воспитания мы должны облегчать ему возможность стать таким творцом.
Таким образом, заканчивая настоящий краткий очерк и резюмируя вкратце ответ на вопрос: какими целями следует задаваться в области нравственного воспитания, мы скажем: цель нравственного воспитания не "внушение добра", как его понимаем мы, воспитатели, не внедрение в детей путём подражания и других психических процессов чисто автоматического характера нашего нравственного идеала, а пробуждение в ребёнке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества, для которого наш нравственный идеал является только материалом, свободно и творчески перерабатываемым в более высокие формы.
Только такое нравственное воспитание, задающеесятакими задачами, будет вести человечество непрерывно к всё большему нравственному совершенству и будет всё выше и выше поднимать нравственный идеал человечества. Для своего нравственного прогресса человечество нуждается в возможно большем числе индивидуальных свободных творцов новой независимой самобытной нравственности и в возможно меньшем числе представителей "старой морали", "вечной и неизменной во веки веков". Только люди "свободные духом", только "вечные искатели" могут быть двигателями нравственного прогресса в человечестве. И только в атмосфере чистой и полной духовной свободы может вырасти цветок истинной настоящей нравственности.
Свободное воспитание и свободная школа. 1908/1909. № 4.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года