logo
ИПиО (озо) Бак

Глава I.

Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу

… как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небесного происхождения.

… дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной.

… один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдёшь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием…

… что нужно знать, тому не хорошо поздно учиться.

… для начал всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться: чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого нелишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы.

… письмо составляет особенное упражнение, от которого только и получается истинный и прочный успех, то медленность в этом деле много вреди живости ума, а дурной и неисправный почерк затмевает смысл; от этого происходит новый труд, так как нужно самому пересказать снова то, что понадобится переписать…