logo
ИПиО (озо) Бак

Из лекции «Семейное хозяйство».

<…>

Каждый ребёнок есть член семьи и, следовательно, участник семейного хозяйства, а следовательно, в известной степени и участник всего советского хозяйства. Хозяйственное воспитание наших детей и должно заключаться в воспитании не только хозяйственного члена семьи, но и в воспитании хозяина-гражданина. <…>

Семейное хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина. … При помощи правильного руководства в области семейного хозяйства воспитываются: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки, оперативная способность.

Мы рассмотрим в отдельности каждое из этих важных достоинств характера.

Коллективизм.В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. Противоположностью коллективизма является индивидуализм. В некоторых семьях по причине плохого внимания родителей к этим вопросам воспитываются такие индивидуалисты. <…>

Часто родители заботятся только о том, чтобы у ребёнка всё было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжён игрушками и удовольствиями. Всё это они делают по безграничной своей доброте и любви, отказывают себе во многом, даже в самом необходимом, а ребёнок даже не знает об этом и постепенно привыкает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей закон. В такой семье дети часто ничего не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна и насколько она важна и полезна для общества. Тем более они ничего не знают о работе других людей. Они знают только свои желания и их удовлетворение.

<…> Для этого мы рекомендуем следующее:

1. Как можно раньше ребёнок должен узнать, где работает отец и мать, в чём состоит эта работа, насколько она трудна, какие в ней напряжения, какие достижения. <…>

2. Как можно раньше ребёнок должен познакомиться с семейным бюджетом. <…>

3. Если семья находится в очень хороших материальных условиях, нельзя допускать, чтобы ребёнок гордился этими условиями перед другими семьями… <…>

Честность.Честность не падает с неба, она воспитывается в семье. В семье можно воспитать и бесчестность: всё зависит от правильного воспитательного метода родителей. Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. <…>

Родители должны внимательно следить за развитием честности у ребёнка. Они ничего не должны нарочито прятать от ребёнка, но и должны приучать ребёнка ничего не брать без спросу, даже если это лежит на виду, не заперто, не закрыто. Можно специально оставлять на виду всякие соблазнительные вещи и приучать ребёнка относиться к ним спокойно, без жадного желания. Эту черту спокойного отношения к тому, что плохо лежит, нужно воспитать в самом младшем возрасте. <…>

Заботливость.Вещи, составляющие хозяйство семьи, приходят постепенно в ветхость и должны заменяться новыми вещами. Новые вещи нужно купить, следовательно, истратить некоторое количество заработанных родителями или другими членами семьи денег. Ребёнок видит, как постоянно одни вещи ветшают, а другие приобретаются. Нужно, чтобы ребёнок с малых лет приучался разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им. Хороший хозяин должен всегда видеть заранее, что у него начинает стареть, не допускать слишком быстрого обветшания вещей, вовремя их отремонтировать, а покупать только те вещи, которые действительно нужны, а не те, которые случайно он увидел на рынке или у другого человека. Всё это составляет тот отдел человеческой деятельности, который называется заботливостью. … Надо, чтобы ребёнок проявлял эту заботливость скорее по отношению к другим членам семьи, чем по отношению к себе, а в особенности, чтобы он проявлял заботливость по отношению к общим вещам семьи. В заботливости лежит важнейшее начало планирования, предвидения. <…>

Бережливость.Бережливость есть особая сторона заботливости, только заботливость проявляется больше в мыслях, в соображениях человека, а бережливость проявляется в привычках. Можно быть очень заботливым хозяином и в то же время совершенно не иметь привычек бережливости. Эти привычки должны воспитываться как можно раньше. С самого малого возраста ребёнок должен уметь есть, не пачкая скатерти или костюма, он должен уметь пользоваться вещами, не пачкая их и не ломая. Эти привычки даются с некоторым трудом, и всё же нужно стараться во что бы то ни стало, чтобы эти привычки образовались. <…>

Бережливость должна распространяться не только на вещи своей семьи, но и на вещи других людей и в особенности на предметы общественного пользования. Поэтому никогда не позволяйте ребёнку небрежно относиться к вещам на улице, в парке, в театре.

Ответственность.Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том ещё, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь. … Об этом ребёнку нужно, конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты небрежности, но ещё полезнее будет, если ребёнок на собственном опыте почувствует эти результаты. <…>

В особенности важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже интересы общественные. Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание проводить очень нетрудно.

Способность ориентировки.Это та важнейшая способность, без которой не может быть хорошего хозяйственника. В чём она заключается? Она заключается в умении видеть и понимать все подробности, окружающие данный случай. … В хозяйственной деятельности способность ориентировки имеет громадное значение. Делая одно дело, ребёнок не должен забывать и все другие свои дела и дела окружающих людей. Играя в какую-нибудь игру, ребёнок не должен забывать, что он окружён вещами, о которых тоже должен заботиться. <…>

Способность ориентировки воспитывается постоянными упражнениями в хозяйственной заботе, в знании всех подробностей и частностей хозяйства.

Оперативная способность.Такая способность необходима для выполнения более длительных хозяйственных работ, выходящих за пределы одного короткого поручения. … Здесь мы настойчиво рекомендуем каждой семье предоставить ребёнку некоторую самостоятельность в расходовании денег для удовлетворения его личных, а в некоторых случаях и общих семейных потребностей. Для этого нужно один раз или несколько раз в месяц выдавать ему определённую сумму денег с точным обозначением, на что эти деньги должны расходоваться. <…>

Необходимо при этом следить за тем, как выполняет мальчик или девочка порученные ему задачи, не злоупотребляет ли он свободой расходования, не преобладают ли в его тратах расходы на удовольствия, а не на дело. … Важно, чтобы семейное хозяйство было организовано в коллективном, спокойном и в то же время в дисциплинированном порядке, чтобы в нём не было излишней нервности, нытья, а чтобы больше было бодрости и дружного стремления улучшить жизнь семьи. <…>

А.С. Макаренко. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – Т. 2.

Под ред. И.А. Каирова и др. – М.: Педагогика, 1977, стр. 42-51.