1. Современная и новая школа.
<…>
Народная школа, в которой ребёнок только учится, совершенно не соответствует своему назначению, и народный учитель не имеет права быть только учителем. Народная школа должна быть местом воспитания народных масс и дать им то, самое необходимое ныне для России, что не может им дать ни семья, ни окружающая среда.
Но если так, тогда школа – организация не только учения, но и всей жизни ребёнка. <…>
План новой народной школы определяется, прежде всего, тем, что в современной школе нас не удовлетворяет. Не удовлетворяет же нас в ней следующее:
1. Современная школа стремится внушить своим ученикам определённые догматические истины, но воспитание посредством внушения даже в самом лучшем случае создаёт автомата, повторяющего чужую волю и чужую мысль. Новая школа создаёт творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его.
2. Современная школьная работа состоит в заучивании изолированных учебных предметов. Работа в новой школе состоит в постепенном овладении ребёнком методами познания конкретной жизни и преобразования её.
3. Современная школа базируется на книге и памяти ребёнка; она не идёт дальше пассивной наглядности восприятий ребёнка. Новая школа даёт систему воспитания активной логической мысли ребёнка.
4. Современная школа изучает язык, оторванный от реального мира. Новая школа изучение языка основывает на изучении той действительности, символом которой является слово.
5. В современной школе грамматика играет большую, но малополезную роль. Новая школа уделяет ей место лишь постольку, поскольку она может действительно служить интересным материалом для развития логической мысли.
6. В современной школе математика изучается как отдельный предмет. В новой школе математика – метод и язык точного познания окружающей действительности.
7. Современная школа слишком мало говорит человеку о человеке... Новая школа – школа человечности. Человеческая жизнь и социальный труд – вот предметы, на которых преимущественно упражняется мысль ребёнка и его творчество.
8. Современная школа сообщает детям истины, их сознанию недоступные и по тому усваиваемые на веру. Новая школа исходит из естественного органического развития истины из примитивного сознания ребёнка.
9. Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребёнка. Новая школа даёт простор эстетическим переживаниям ребёнка.
10. В современной школе царит вопросно-ответная форма обучения; в новой – задача или рассказ.
11. В современной школе экзамены – испытание знания учебной книги; в новой – испытание общей умственной и практической одарённости ребёнка.
12. В современной школе учитель – отбывающий обязанность человек и культурная одиночка. Новая школа – школа жизни и творчества самого учителя; она ставит вопрос о сотрудничестве с населением.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года