Начальная школа с. Френе
Большую известность в 20-30-е годы получила деятельность французского педагога Селестена Френе (1896–1966). В 1920 г. он был назначен в начальную школу Бар-сюр-Лу; с 1928 г. учительствовал в школе г. Ванса; в 1935 г. основал в г. Пиульи школу-интернат, где и проработал до конца жизни.
Целью своих экспериментов С. Френе ставил, прежде всего, демократизацию воспитания и образования. Он призывал довериться «естеству» ребенка, отказаться от запрограммированного воспитания, от поощрений и наказаний и т.д. В своей теории «нащупывания» С. Френе сформулировал идею самодеятельного знакомства ребенка с миром («упорная, постоянная спонтанная борьба с препятствиями»).
Разработанные французским педагогом формы учебно-воспитательной работы («техника» Френе) способствовали «семейной дисциплине», то есть взаимопомощи, взаимоуважению учащихся. Учебная деятельность связывалась с воспитанием теснее, чем обычно, что достигалось посредством организации детского самоуправления – школьного кооператива.
Во главе школьного кооператива стоял совет. Совет контролировал учебную, хозяйственную, культурную жизнь школы; на нем улаживались конфликты, определялись меры поощрения и наказания. Постановления совета принимались голосованием, но за учителем сохранялось право вето. Совет ежегодно переизбирался, так что учащиеся поочередно становились руководителями и исполнителями. В конце каждой недели проходило собрание кооператива. На нем обсуждались рубрики школьной газеты: «Я критикую», «Я хочу», «Я сделал», материал которых отражал важнейшие стороны жизнедеятельности школы.
С. Френе считал традиционно сложившийся учебный процесс малоэффективным и поначалу пытался его усовершенствовать. Однако он вскоре пришел к выводу, что нужно иначе строить само обучение. В 1922–1923 учебном году в Бар-сюр-Лу был поставлен небольшой типографский станок, на котором ученики печатали свои изложения и сочинения. В дальнейшем типография оказалась компонентом «техники» Френе, направленной на гармонизацию труда и учебы.
Френе был противником применения учебников, особенно в начальной школе. Вместо этого он предлагал использовать особые карточки, каждая из которых содержит какую-либо часть учебного материала. Система Френе предусматривает четкое планирование учебного процесса. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса, в котором содержится перечень тем по учебным предметам.
«Техника» Френе состояла из разных по значимости и функциям элементов: типографии, «свободных текстов», карточек-фишек, технических средств, рабочей библиотеки, школьного самоуправления и др. – и лишь при одновременном применении всех компонентов давала хороший результат.
«Свободные тексты» - письменные работы – отражали личные опыты и знания детей. Их подготовка развивала самостоятельность учащихся. Тематика работ была самая разнообразная – от описания переживаний ребенка в темной комнате до его протеста против угрозы войны. «Свободные тексты» дети сами печатали на типографическом станке. Печатались также разнообразные по содержанию и структуре карточки-фишки. Младшим школьникам адресовались фишки-вопросы и фишки-информации: ученик отвечал на вопрос, предварительно изучив информацию. Более сложными были карточки для старших классов: по существу они являлись своеобразными учебными пособиями, составляемыми самими школьниками. Накапливая новые сведения, ученик вносил их в карточку. Карточки-фишки передавали в рабочую библиотеку, где, кроме того, собирали разные словари, справочники, учебные фильмы, грампластинки.
В школе царила радостная, деловая обстановка. В первой половине дня одни школьники вели самостоятельную учебную работу (учитель помогал только младшим), другие дежурили на кухне, третьи работали в огороде, мастерских, четвертые располагали свободным временем. Потом подводились итоги учебной работы: ученики обсуждали «свободные тексты», доклады, учителя консультировали школьников. Во второй половине дня дети занимались спортом, играли, работали в мастерской, подсобным хозяйством. Вечером в присутствии всей школы С. Френе вел разбор сделанного за день. Каждый ученик и каждый класс имели свои программы деятельности на день, неделю, месяц. Для выполнения группового задания дети сами подбирали себе партнеров. Ученик регулярно – раз в одну - три недели – выступал с отчетом. За неделю проводилось до сорока таких отчетов. Время на работу по программам распределялось индивидуально.
Непременное условие эффективности «техники» Френе – гласность результатов учебной деятельности, без чего, как считал ее создатель, терял смысл весь эксперимент. Оценки успеваемости не выставлялись, а подчеркивались только успехи учащихся.
В 1927 «технику» Френе осваивали до двадцати пяти французских начальных школ. Тогда же была создана организация ее сторонников – Кооператив светского образования, выдвинувший целью, как заявил С. Френе, модернизацию обучения с помощью новой технологии. В школе Френе стажировались преподаватели. Кооператив организовал регулярный выпуск сборников, журналов, бюллетеней, иной методической литературы в духе «техники» Френе.
После смерти Френе основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издает педагогическую литературу. В начале 80-х годов более 10 тысяч учителей начальных школ во Франции применяли методы Френе. Они получили известное распространение также в школах других страх.
Литература
1. Антология гуманной педагогики: С. Френе.– М., 2002.
2. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 140–142.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.– Т. 2. С. 530–531.
4. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе.– М., 1990.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года