logo
ИПиО (озо) Бак

О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.

Из работы «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Введение. <…>

10. Желательно было бы, чтобы те, кто хочет строить воспитание исключительно на основании опыта, ещё бы раз оглянулись на другие науки… Они бы узнали при этом, что из одного единственного опыта, так же как и из разрозненных наблюдений, ничему нельзя научиться… <…>

13. От воспитателя я требую науки и силы мышления. Пусть для других наука является очками; для меня она служит глазами, причём наилучшими глазами, какие даны людям для рассмотрения их дел. <…>

14. Первой, но вместе с тем далеко не полной наукой для воспитателя должная бы быть такая психология, в которой была бы намечена вся совокупность возможных человеческих побуждений. <…>

15. Тем более необходимым представляется то, с чего я начал, а именно – знать, чего хочешь, приступая к воспитанию. Мы видим то, чего ищем; каждая хорошая голова владеет психологической перспективой, поскольку для неё важно прозревать человеческую душу.

То, что важно для воспитателя, должно быть развёрнуто перед ним, как географическая карта или по возможности как план хорошо построенного города, где сходные направления однообразно пересекают друг друга и где глаз самостоятельно ориентируется безо всякой подготовки. <…>

16. Педагогика – это наука, необходимая для воспитателя лично. Но, кроме того, он должен знать науки, которые будет передавать питомцу. И я теперь же признаюсь, что не представляю себе воспитание без преподавания и, обратно, по крайней мере в этой книге не признаю такого преподавания, которое не было бы воспитывающим. <…>

18. Воспитание путём преподавания рассматривает как преподавание всё то, что даётся питомцу в качестве предмета для рассмотрения. Сюда относится и самая дисциплина (нравственная культура), которой его подчиняют. Дисциплина, нравственная культура, строгость действуют гораздо сильнее, когда являются в виде образца энергии, поддерживающей порядок, чем когда выражаются в непосредственной задержке отдельных шалостей, обычной называемой высоким именем исправления недостатков. <…>

19. Для воспитания путём преподавания я требую знания и силы мысли, такого знания, такой силы мысли, которые умели бы видеть в ближайшей действительности отрывок великого целого и умели бы представить её таковым. <…>

24. <…> …опасно лишь то, что в глубине сердца воспитанника вызывает охлаждение к личности учителя; именно потому, что личности повторяют себя в каждом слове, в каждом взгляде. <…>

25. …можно овладеть воспитанием только при умении внести в юношескую душу широкий и во всех своих частях тесно объединённый круг мыслей, обладающий силой побороть в окружающем неблагоприятное, растворить в себе и усвоить благоприятное. <…>

27. Само человечество постоянно воспитывает себя кругом мыслей, порождаемых им. … Разумное может победить лишь тогда, когда мыслящие представляют нечто единое и лучшее, когда объединены лучшие.

Глава вторая. Подлинное воспитание.

1. Искусство нарушать спокойствие детской души, привязывать её силами доверия и любви, чтобы произвольно подавлять и раздражать её и преждевременно втягивать её в беспокойный водоворот более поздних лет, было бы ненавистнейшим из всех злых искусств, если бы ему не было поставлено цели, могущей оправдать подобные средства в глазах именно тех, от кого более всего следует бояться упрёков. <…>

I. <…>

5. По существу самого дела не может быть единой педагогической цели именно потому, что всё должно исходить из мысли: воспитатель является при мальчике представителем будущего мужчины, следовательно, воспитатель должен теперь же поставить себе те цели, которые будут поставлены перед собой его питомцем, когда тот станет взрослым, должен подготовить внутренние условия, облегчающие достижение их. … Как бы велика или мала ни была эта трудность, ясно только одно: если человеческие стремления являются многообразными, то и заботы воспитания должны быть многообразными.

6. …царство будущих целей питомца немедленно распадается перед нами на две области: область возможных целей, из которых он со временем может выбрать любую и преследовать её, насколько ему заблагорассудится, и совершенно обособленную область целей необходимых, в отношении которых он никогда не простит себе, если упустит хоть одну из них. Словом, цели воспитания распадаются на цели, предоставленные произволу (свободному усмотрению) не воспитателя и не мальчика, а будущего мужчины, и цели нравственные.

II. <…>

11. …нравственное воспитание не направлено на известное внешнее поведение, а должно выработать в душе питомца понимание с присущей ему волей. <…>

14. Итак, позаботиться о том, чтобы идеи справедливости и добра во всей своей определённости и чистоте являлись действительным предметом воли, чтобы в зависимости от них определялось внутреннее, реальное содержание характера, внутренне ядро личности с отстранением всякого произвола, вот это, а не что-либо меньшее является истинной целью нравственного просвещения. <…>

III. 15. Стремления воспитателя носят общий характер; питомец же является особым человеком. <…>

18. <…> Истинный воспитатель… его занимает собственное построение, для которого он постоянно находит в детской душе широкий простор. Он будет остерегаться того, чтобы браться за дела, которые не могут заслужить благодарности. <…>

IV. <…>

20. <…> Индивидуальность определена и ограничена; многообразный интерес стремится вдаль по всем направлениям; он должен уступить там, где остаётся неподвижной или даже отталкивает; он должен вращаться в постоянной смене, тогда как она покоится в себе, чтобы временами с резкостью выступить. <…>

VI. <…>

36. Индивидуальностей много; идея многосторонности едина; первые заключены в ней как части в целом. И часть может измеряться по отношению к целому, а также быть расширенной до пределов целого. Здесь это должно быть достигнуто воспитанием. <…>

VII. 39. Интерес вытекает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес. Привлечь его и преподнести надлежащим образом является делом преподавания, которое продолжает и дополняет ту предварительную работу, которая исходит от опыта и общения с людьми. <…>

См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. Пискунов А.И. –

М., 1971. – С. 332-352.