Труд в его психическом и воспитательном значении.
(в сокращении)
...Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за всё золото Калифорнии: она остаётся у того, кто трудится. Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шёлка, хлеба, машин, вина погубил Рим, Испанию, губит Южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многие тысячи людей.
Такое значение труда коренится в его психической основе, но, прежде чем выразить психологический закон труда, мы должны ещё сказать, что разумеем под словом "труд", потому что значение этого слова извратилось услужливыми толкованиями света, облекающего этим серьёзным, честным и почётным именем иногда вовсе не светлые, не серьёзные, не честные и не почётные действия.
Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни.
"Всякое определение опасно", – говорили римляне, и мы не признаём нашего неуклюжего определения неуязвимым, но нам хотелось отличить в нём разумный труд взрослого человека, с одной стороны, от работы животных и работы негров из-под палки, а с другой, от забав малых и взрослых детей. Машина и животное работают, работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика и не ожидающий для себя никакой пользы из своей работы: несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, но низводит его на степень животного. Труд только и может быть свободным, если человек сам принимается за него, по сознанию его необходимости; труд же вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность того, кто трудится, или, вернее сказать, работает. Не трудится и капиталист, придумывающий только, как бы прожить доход со своего капитала, купец, надувающий покупателя, чиновник, набивающий карман чужими деньгами, шулер, в поте лица подделывающий карты, – плутуют... Есть и такие господа, которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в биллиард или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд не игра и не забава; он всегда серьёзен и тяжёл; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и всё своё достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нём той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперёд; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь.
...Труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.
Что физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходимость умственного труда для развития сил и здоровья, нормального состояния человеческого тела не всеми сознаётся ясно. Многие, напротив, думают, что умственный труд вредно действует на организм, что совершенно несправедливо. Конечно, чрезмерный умственный труд вреден, но и чрезмерный физический труд также разрушительно действует на организм. Однако же можно доказать множеством примеров, что бездействие душевных способностей и при физическом труде оказывает вредное влияние на тело человека. Это неоднократно было замечено на тех фабриках, на которых работники являются дополнениями машины, так что занятие их не требует почти никакого усилия мысли. Да это и не может быть иначе, потому что телесный организм человека приспособлен не только для телесной, но и для духовной жизни. Всякий же умственный труд, наоборот, приводя в действие нервную систему, действует благотворно на обращение крови и на пищеварение. Люди, привыкшие к трудовой кабинетной жизни, чувствуют возбуждение аппетита скорее после умеренного умственного труда, чем после прогулки. Конечно, умственный труд не может развить мускулы, но деятельность и особенная живость нервной системы заменяют этот недостаток. И если умственная деятельность не избавляет совершенно от необходимости движения, то значительно уменьшает эту необходимость. Человек без умственных занятий гораздо сильнее чувствует вред сидячей жизни. Это в особенности заметно на тех ремесленниках, ремёсла которых, не требуя значительных физических усилий, требуют сидячей жизни и весьма мало умственной деятельности. Смотря на бледные, восковые лица портных, невольно желаешь всеобщего введения швейной машины...
Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности, но полное равновесие между ними едва ли необходимо. Человеческая природа так гибка, что способна к величайшему разнообразию образа жизни. Самый сильный перевес труда умственного над физическим и наоборот скоро переходит в привычку и не вредит организму человека: только совершенные крайности в этом отношении являются гибельными. Кроме того, при нынешнем состоянии общества трудно представить себе такой образ жизни, в котором бы труд физический и умственный уравновешивались: один из них будет только отдыхом.
Но если для тела необходим личный труд, то для души он ещё необходимее.
Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда тоска, скука, капризы, прихоти – все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать. Читая какой-нибудь великосветский роман, где бедная героиня, эфирное и совершенно праздное существо, томится неизъяснимой тоской, нам всякий раз кажется, что эта тоска исчезла бы сама собой, если бы героиня вынуждена была потрудиться...
Но человек скоро забывает, что труду он был обязан минутами высоких наслаждений, и неохотно покидает их для нового труда. Он как будто не знает неизменного психического закона, что наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за другим все его лучшие достоинства. Труд неприятен нам, как узда, накинутая на наше сердце, стремящееся к вечному, невозмутимому счастью, но без этой узды сердце, предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонной пропасти ничем не утолимой скуки и мрачной апатии; если же оно мелко, то будет погружаться день за днём, тихо и незаметно, в тину мелких, недостойных человека хлопот и животных инстинктов.
Этот неизменный закон труда каждый легко может испытать на самом себе в той потребности менять наслаждение, которая сказывается весьма скоро после того, как труд покидает человека. Потребность этой мены доказывает уже, что человек не способен только наслаждаться. Это паллиативное средство удерживать в сердце наслаждение само быстро теряет свою силу. Чем больше человек меняет наслаждения, тем кратковременнее каждое из них приносит ему удовольствие. Мена неудержимо делается всё быстрее и быстрее и наконец превращается в какой-то вихрь, быстро опустошающий сердце. Если же человек по природе своей способен предаваться какому-нибудь одномунаслаждению, то это наслаждение делает его рабом своим и мало-помалу низводит на крайнюю ступень человеческого унижения. Напрасно человек старается ввести некоторый порядок и меру в свои наслаждения: несмотря на этот порядок, они быстро теряют свою цену и настойчиво требуют перемены или одно из них требует усиления и, не останавливаясь на одной ступени, увлекает за собой человека в бездну душевной и телесной гибели. Так, например, действует привычка к вину, к опиуму, к разврату, к пустой светской жизни, к картам и пр. Человек неудержимо увлекается этим вихрем, пока он не выбросит из сердца его последней человеческой идеи и последнего человеческого чувства.
Этот психический закон, по которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, прилагается к наслаждениям всякого рода, как бы они возвышенны и благородны ни были...
...Наслаждения, как бы их много ни было собрано в одну жизнь, ещё не счастье. Это только мишурная пыль с крыльев того неуловимого призрака, за которым упорно гонятся люди. Взамен счастья... дан человеку труд, и вне труда нет для него счастья. Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье...
Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Чем богаче человек, тем образование его должно быть выше, потому что тем труднее для него отыскать труд, который сам напрашивается к бедняку, таща за спиной счастье в нищенской котомке. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни...
...Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди он даже до глубочайших математических или микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве.
Другое, не менее важное для педагогики последствие, вытекающее из психического значения труда, состоит в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность труда... врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности.
Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь. Трудно представить себе что-нибудь противнее цели истинного воспитания, как тот лёгкий шутовской оттенок, который придают учению и даже вообще воспитанию некоторые педагоги, желающие позолотить для детей горькую пилюлю науки. Шутовство и без того в последние годы завладело беседами почти всех слоёв так называемого образованного общества; и без того серьёзный разговор в гостиных и даже в домашних дружеских кружках сделался почти невозможным или, по крайней мере, чем-то странным и неприличным. Люди образованные или имеющие претензию на образованность стараются о самых серьёзных вещах говорить шутя, и предмет разговора должен быть уже слишком ничтожен – какой-нибудь новый фасон платья или какое-нибудь событие преферанса, чтобы о нём позволялось говорить в обществе серьёзно. Не только серьёзный разговор, но даже серьёзный взгляд на жизнь считается неприличным, и человек, встречаясь с другим человеком, прежде всего старается надеть на себя шутовскую маску. Светские и полусветские молодые люди, ещё не оставившие учебной скамейки, как будто боятся говорить серьёзно о том, чему их учат, и, подделываясь под тон людей взрослых, слегка третируют и своих наставников, и предметы своего учения, позволяя себе говорить серьёзно только о папиросах или перчатках.
Мы не будем докапываться, откуда проистекает такое требование шутовства в обществе, от долговременного ли отсутствия всяких серьёзных интересов в нашей общественной жизни, от влияния ли французского воспитания, вырабатывающего до сих пор корифеев нашего большого света, или даже отчасти и от всеобщего слишком уже пересолённого юмористического направления литературы, – скажем одно, что такая всесильная мода шутовства не только не способна поддержать общественных отношений, но действует чрезвычайно опустошительно, изгоняя из общества всякое разумное содержание.
Дельное воспитание должно бороться с таким достойным сожаления направлением общества и дать молодым людям положительно серьёзный взгляд на жизнь. Учить играя можно только самых маленьких детей – до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьёзный, ей свойственный тон. Мы не говорим о педантизме, о суровости; но даже прежняя педантическая, отталкивающая важность приносила менее вреда, чем завитая, смеющаяся сама над собой модная педагогика. Нынче часто боятся испугать мальчика серьёзной миной науки, но ещё более должны бояться, чтобы он не научился презирать её и третировать её слегка. Смелость придёт со временем, но зерно презрения к науке, посеянное в детском сердце, приносит самые гибельные плоды. Не встречаем ли мы на каждом шагу молодых людей, которые ещё недавно и учатся, но уже научились презирать учение и, издеваясь над теми наставлениями, которые оно подаёт, прислушиваться только к наставлениям света. Откуда же всё это берётся? Ещё недостаточно, чтобы сам наставник смотрел на свой предмет и говорил о нём серьёзно, чтобы он приступал к своему делу с полным сознанием важности его значения; должно ещё, чтобы начальники заведений, сами родители и все взрослые люди, окружающие дитя, смотрели с уважением на его детские усилия пройти с помощью наставника гигантскую дорогу, пройденную человечеством. Как яда, как огня надобно бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и прошедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью. Но сознайтесь откровенно, читатель, не случалось ли вам встречаться в жизни с такими взглядами на учение?
В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружён благоприятной сферой. Если же всё, что окружает дитя или молодого человека, тянет его от учения совершенно в противоположную сторону, тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению. Вот почему воспитание так редко удаётся в тех богатых, великосветских домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо более живые интересы, преждевременно завладевшие его юным сердцем; или в кабинете папаши, где идут серьёзные толки о новом рысаке и где грамматика или история так же на месте, как лапоть нищего в великолепной гостиной. Жалка участь учителя в таком доме: если и не смеются над ним явно, то, по крайней мере, не уважают, а дети скоро разглядывают это неуважение, хотя оно полузакрывается личиной вежливого обращения, и скоро постигают, что учение и учителя изобретены собственно для детей, а для больших есть кое-что получше. Несравненно успешнее идёт воспитание в тех простых домах, где родители смотрят на него как на свет, которого они, к сожалению, лишены, но который хотят дать своим детям, но таких домов уже немного: почти везде видят в образовании средство для службы или для приискания выгодного жениха – билет для выхода на общественную сцену.
Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьёзный труд всегда тяжёл. Для этого есть много средств; мы перечислим из них некоторые.
Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться. Метода такого вспомогательного преподавания кроме многих других достоинств имеет ещё главное то, что она, приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются. Умственный труд едва ли не самый тяжёлый труд для человека. Мечтать – легко и приятно, но думать – трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мальчик скорее готов поработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить её механически, нежели подумать серьёзно несколько минут. Мало того, серьёзный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический. Это явление объясняется физиологическими законами работы нервного организма и восстановления его сил, так дорого обходящихся экономии тела. Но если не нужно надрывать силы человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу.
Самый отдых воспитанника может быть употреблён с большой пользой в этом отношении. Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного... Конечно, смотря по возрасту, должно быть дано время и для игр; но, чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребёнок никогда ей не пресыщался и привык мало-помалу без труда и принуждения покидать её для работы. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможнымто лакейское препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность...
Но не только за дверьми класса, часто и в самом классе научаются воспитанники убивать время. Учитель толкует новый урок: ученики, зная, что найдут этот урок в книге, стараются только смотреть на учителя и не слышать ни одного слова из того, что он говорит... На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трёх, а остальные в это время считают себя свободными решительно от всякого дела. Таким образом проводит иной счастливый мальчик большую часть дней целой недели и приобретает гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая. Надеяться на самый интерес и занимательное изложение предмета можно только, и то не всегда, в университетах, но в средних и низших учебных заведениях нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбуждённом состоянии...
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 45-52.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года