logo
ИПиО (озо) Бак

6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,

от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

От близкого к далёкому!

От простого к сложному!

Это правило верно, если оно правильно понято и не изолиро­вано от остальных. Но его следует применять вместе с правилом:

От более лёгкого к более трудному!

Простое обыкновенно легче, сложное труднее. Это относится, по крайней мере, к внешним видимым вещам. Легче изучить очень простое растение или животное в отношении их частей и строения, чем создание, имеющее разнообразные части.

Не требует доказательств, что правило "от более лёгкого к более трудному" верно. Человеческая сила ведь растёт и зреет постепенно.

Разнообразие: местность то ровная, то холмистая, то подъём на вершину, то спуск вниз, сейчас трудная дорога, потом опять лёгкая и т.д. - освежает и укрепляет.

От известного к неизвестному!

Это правило является самым важным из четырёх, потому что оно господствует над всеми, т.е. в случае столкновения или кон­фликта между ними оно берёт верх, а остальные должны ему подчиниться.

Наука или система могут начинать с наиболее общего, далё­кого, абстрактного, но элементарное обучение, как и всякое раз­вивающее обучение, - ни в коем случае. Не может также принести пользы и такое научное обучение, при котором ученик не сравни­вает везде и всегда общее, неизвестное, с частным, известным, разъясняя первое посредством последнего.