Об обучении.
“Обучение в школах должно быть универсальным, … в школах всех нужно учить всему”.
“При посредстве наук и искусств развивать природные дарования”.
“Сущность души составлена из способностей (которые воспроизводят несотворённую троицу): разума, воли и памяти”. “… у одних способности острые, у других – тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твёрдые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой”.
“Нужно образовывать, во-первых, понимание вещей, во-вторых, память, и в-третьих, язык и руки”.
“… искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода”.
“Метод обучения должен быть превращён в искусство”.
“Всё нужно преподавать основательно, кратко и убедительно…”
“Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте”.
“Для коренного исправления метода необходимо:
1. Подготовлять книги и все другие учебные пособия;
2. Развивать ум ранее языка;
3. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из подходящих произведений писателей;
4. Реальные учебные предметы предпосылать формальным;
5. Примеры предпосылать правилам”.
“Всякое своё формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным… плохо учат искусствам, наукам, языкам, если не предпосылают им предварительного элементарного обучения.
С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования, т.е. распределить учебный материал так, чтобы следующие за тем занятия, по-видимому, не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний в их частностях. Ведь у дерева, хотя бы оно росло сто лет, не вырастает ни одно сука, но все новые ветви разрастутся от первоначально выросших суков.
Любой язык, любые науки ли искусства должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их; затем для более полного изучения их даются правила и примеры, потом сообщаются полные системы с присоединением неправильностей, наконец даются, если это нужно, комментарии”.
“Природа не делает скачков, а идёт вперёд постепенно…
I. Вся совокупность учебных знаний должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему…
II. Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, час приходилась своя особая работа.
III. Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено”.
“… идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если
I. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.
II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.
III. При обучении будут идти от более общего к более частному.
IV. От более лёгкого к более трудному.
V. Никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.
VI. Во всём будут двигаться вперёд не спеша.
VII. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.
VIII. Всё будет преподаваться через посредство внешних чувств.
IX. Для непосредственной пользы.
X. Всё постоянно одним и тем же методом”.
“Плохую заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться… Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению”.
“Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствие и не отвращало их от дельнейших занятий”.
“Чтобы пробуждать стремление к знанию, прежде всего самый метод по необходимости всегда должен быть естественным. Ведь всё, что естественно, развивается само собой”.
“Прочности обучения и учения можно достигнуть:
I. Если основательно будут рассматриваться только те вещи, которые должны принести пользу.
II. Занимаясь, однако, всеми этими вещами уже без всякого изъятия.
III. Если всему будет положено прочное основание.
IV. Если указанные основания будут закладываться глубоко.
V. Если все затем будут опираться только на эти основания.
VI. Всё, что нужно различать, должно быть различаемо с полной определённостью.
VII. Всё последующее должно опираться на предыдущее.
VIII. Всё, что связано между собой, должно быть связываемо постоянно.
IX. Всё должно быть распределяемо пропорционально между разумом, памятью и языком.
X. Всё должно закрепляться постоянными упражнениями”.
“Природа никогда не делает ничего бесполезного… Нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни…”
“Крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях…”
“Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно”.
“Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, извращений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)”.
“Начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях)”.
“Пусть будет для учащих золотым правилом: всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусу; доступное осязанию – путём осязания…”
“Применение к искусству обучения наукам 9 правил:
• “Всему, что должно знать, нужно обучать”.
• “Всё, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определённую пользу”.
• “Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями”.
• “Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т.е. путём изучения причинных связей”.
• “Всё, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям”.
• “Части вещи дóлжно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями”.
• “Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чём-либо одном”.
• “На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят”.
• “Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчётливым”.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года