Глава II система образования
Статья 8. Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Статья 10. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Федеральное государственное образовательное учреждение – образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счёт средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиннёности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-Ф3)
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируются законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ)
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закреплённого за образовательным учреждением, или имущества приобретенного за счёт средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретённым учреждением за счёт доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
ж) открытия счётов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года