О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
● «Школьное обучение, если только мы хотим, чтобы оно формировало действительно просвещённых людей, должно быть активной идейной, гражданской жизнью молодого человека сегодня, должно стать выражением, выявлением творческих сил личности именно в тот период её умственного, нравственного, эстетического развития, когда она не только познаёт, узнаёт, усваивает знания о мире, о человеке, о социальной борьбе, но и вырабатывает своё отношение к миру, к человеку, к самому себе. Выработать у наших питомцев их личное отношение к тому, о чём они узнают и что познают, – это значит научить их дорожить и ненавидеть. Это и есть важнейшие ценности нашего общества».
● «Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного; в жизнь каждого из нас навсегда до последнего нашего дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как её ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.
Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь. Дорожи своим патриотическим началом, береги и храни его, никогда не забывай о своей тёплой и ласковой колыбели, из которой ты вылетел, помни, что если бы не она, ты был бы ничто, перед тобой не открывалась бы дверь в огромный мир Родины, на просторах которой есть где показать свою силу, свой ум».
● «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».
● «Сложность и ни с чем не сравнимое своеобразие воспитания патриотических чувств, мыслей, убеждений, поступков определяется тем, что в обычной жизни, в повседневном труде жизнь не даёт нам высшей меры, с помощью которой можно было бы измерить эту величайшую и трудно постижимую ценность. Эта мера явственно предстаёт перед нами, вручается нам воспитателям – отцу и матери, педагогу – только в годину тяжёлых испытаний, в час смертельной опасности для Родины. Настоящий экзамен патриотическим чувствам и убеждениям – это война; только в столкновении со смертельной опасностью полностью раскрывается истинная сущность верности, преданности».
● «Воспитателям нельзя забывать о том, что истинный патриотизм без его живого выражения, без величайшего напряжения всех сил и энергии немыслим; слова о том, как я люблю Родину и к чему я готов ради неё, не имеют никакого веса, и лучше к ним не побуждайте своих питомцев. Надо помнить главное: всё, что мы делаем сегодня, в мирные дни, – это наша подготовка к тем возможным тяжелейшим, грозным испытаниям, которые в нашем современном мире являются не чем-то отвлечённым, а реальностью».
● «Школьное патриотическое воспитание – это закалка души и тела для жёсткого, непримиримого столкновения с грозным и беспощадным врагом. Наша высокая миссия – воспитывать сильных духом, мужественных людей, до конца преданных коммунистическому идеалу, готовых отдать жизнь на поле боя за счастье, независимость, величие, честь, достоинство Родины».
● «Только устремлённость в будущее, только тревожная мысль и тревожная забота каждого нашего питомца о том, где начинается настоящее поле патриотического служения Отечеству, – только это может быть настоящим критерием полноценности нашей воспитательной работы».
● «Патриотическую сердцевину, мужественный дух, несгибаемость, готовность к величайшим испытаниям на поле боя – всё это воспитателям нужно утвердить в юной душе в мирные дни, где трудно создать условия для максимального напряжения физических и духовных сил, где возникает и нередко вступает в действие опасность тепличной обстановки. Птенцу, привыкшему к тёплому, уютному гнезду, трудно будет сменить его на голую скалу под пронизывающим, ледяным ветром, под градом пуль и осколков – вот о чём нельзя забывать ни на минуту! Радости жизни, радости бытия, лучезарное будущее – всё это в жизни юных поколений, вступающих в жизнь, настолько пленительно, прекрасно, дорого, что даже мысль о смерти во имя этого лучезарного и радостного может показаться дикой, – нам, воспитателям, надо помнить об этом! И не только помнить, а иметь в виду в практической работе».
● «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил, он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился».
● «Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством, – это первый совет отцу, матери и педагогу по патриотическому воспитанию. Я придаю исключительное значение тому, что вещи, предметы, явления, ставшие для нас, взрослых, привычными, воспринимаются ребёнком впервые. Для меня не безразлично, как увидит ребёнок впервые утреннюю зарю и услышит курлыканье журавлей, какие мысли и чувства пробудит в юной душе первое видение чужого горя, в какие мгновения маленький человек впервые ощутит ласку и заботу. Для меня дорого то, что в памяти каждого питомца хранятся дорогие, милые, никогда не забываемые образы. Это и есть тысячи нитей, которыми сердце навеки привязано к родному, своему».
● «В годы детства не надо говорить своим питомцам много громких и высоких слов о Родине. Самое главное – зажигать на жизненном пути каждого вечные огоньки, навсегда запечатлевать в сознании немеркнущие образы, открыв глаза на дорогое и родное».
● «Сознание и чувство Родины я формирую у юных граждан, раскрывая перед ними судьбы родного села, судьбы семей, дедов и прадедов. Сознание и чувство Родины – это глубокое убеждение в том, что каждая горсть родной земли, каждый камень пропитаны кровью борцов-патриотов; в том, что счастье детства, счастье мирного труда отцов и матерей, счастье мечты о будущем завоёвано дорогой ценой. Путешествие детей в мир подвигов во имя чести, славы, величия, независимости Отечества – это начало их жизни в мире великого, возвышенного. Воспитать юных граждан политическими единомышленниками, значит, добиться того, чтобы их жизнь постепенно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного села. Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в сознание и сердце детей как можно раньше входили интересы общества, Родины, всего человечества. Чтобы на вещи и события окружающего мира у ребёнка была гражданская точка зрения. Чтобы в детстве юное сердце болело горестями и тревогами, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к жизни личности. Но как раз для этого и надо начинать познание мира с того, что близко, – с пожелтевших от времени грамот и благодарностей».
● «Патриотическое сознание, патриотические убеждения – это не механическая сумма знаний об Отечестве. Это прежде всего классовый накал сердцевины знаний – отношение к судьбам Родины, ненависть и непримиримость к её врагам, готовность отдать собственную жизнь во имя священного и ни с чем не сопоставимого. Чтобы истина стала убеждением, она должна пройти через сердце, наполнить деятельной силой ум и руки. Познать Родину классовым сознанием и благородным сердцем – это значит, идя по её дорогам, видеть в том, что было на этих дорогах в прошлом, частицу жизни своего рода. Патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражданин познаёт живую историю своей семьи, своих соотечественников, живших несколько столетий и десятилетий назад, недавно ушедших из жизни, во имя свободы и счастья которой они сражались. Только при таком видении мира юный гражданин чувствует, что быть настоящим патриотом значит вырастить колос на ниве, почувствовать мозоли на ладонях от труда для богатства родной земли».
● «Рассказы о героях учат детей видеть мир глазами патриотов. Героическое расширяет горизонт и помогает почувствовать, что в жизни всех граждан – и тех, кто ушёл из жизни, и тех, кто живёт ныне, – есть что-то общее, великое, священное, самое дорогое и ни с чем не сравнимое – Родина».
● «Что значит жить гражданской жизнью, сидя за школьной партой? Это значит в процессе овладения знаниями формировать в себе такое отношение к знаниям, науке, которое бы утверждало человека в общественной жизни как борца, непримиримого к враждебной нам идеологии, как патриота, труженика, воина. Единство идейной жизни и обучения – это и есть воспитание в процессе обучения».
● «Быть гражданином уже за школьной партой – это значит лично заинтересовано знать Родину, её славное прошлое, героическое современное и величественное будущее. Видеть современность глазами патриота может лишь тот, кто всеми силами своей души любит Родину, кто перестрадал её страданиями и переболел её болями. Юноша за школьной партой станет гражданином лишь тогда, когда он видит, понимает, принимает близко к сердцу беды и горести нашей Родины. Давая знания о Родине, умейте передать своим питомцам не только гордость её достижениями, но и сердечную боль, тревогу, беспокойство о том, что не всё у нас ещё такое, каким должно быть. Юноша, сидящий за партой, становится гражданином лишь тогда, когда он видит перед собой тернистый путь, по которому ему идти в жизни, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество. Без видения этого пути, без горячего желания и духовной готовности идти по нему немыслимо гражданское воспитание. Вопрос этот исключительно важный, сложный и тонкий. Гражданственность не воспитаешь, если человеку всё будет представляться в розовом свете».
● «Я рассказывал подросткам о вершине человеческого благородства – о подвигах героев Великой Отечественной войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали гневное презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали своё моральное, духовное превосходство над врагом. Познавая красоту и величие гражданского подвига, подростки обращаются именно к себе, задумываются над вопросом: "На что способен я?"».
● «Идеал гражданского воспитания в том, чтобы чувство брезгливости не позволило маленькому гражданину перешагнуть ту черту, за которой начинается унижение человеческого достоинства. Детство, отрочество ваших питомцев не должны быть спокойными и беззаботными – лишь при этом условии юность станет долженствующей и гражданственной».
Рождение гражданина. / Перевод с украинского Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1979.
Как воспитать настоящего человека. Пед. наследие. – М.: Педагогика, 1989.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года