logo
ИПиО (озо) Бак

Сельские воспитательные дома

(Г. Литц, Г. Винекен, П. Гехееб)

Сельские воспитательные дома возникли в начале XXвеке. В Германии, Австрии и Швейцарии. Организатором этого направления был немецкий педагог Герман Литц (1868–1919), открывший в 1888г. ряд школ-интернатов в сельской местности Германии. Данные учреждения частные с высокой платой за обучение. В основном это были школы для мальчиков. Девочки принимались лишь в заведения начальной ступени.

Сельские воспитательные дома строили свою работу на принципе свободного развития ребенка. В процессе постоянного занятия трудом у каждого ученика формировались нормы поведения – равного среди равных. Организация жизни строилась на началах сотрудничества граждан небольшого общества, где приоритет отдавался воспитанию гражданской ответственности. «Школьная община» строилась на равноправии учителей и учащихся и обеспечивала свободу каждого и одновременно дисциплину и порядок.

Характерные особенности учебного процесса: отсутствие традиционной классно-урочной системы, стабильного учебного плана, организация работы определяется принципом «исходя из ребенка».

Идея свободной школьной общины получила развитие в других сельских воспитательных домах, в частности в школе в Виккерсдорфе, которая была открыта в 1906г. Густавом Винекеном (1875–1964) и в школе Пауля Гехееба (1870–1961), созданной в 1910г. В этих школах учились совместно девочки и мальчики. Состав учащихся по религиозной и политической ориентации был разнообразен.

Оканчивая школу, учащиеся должны были сдавать экзамен в соответствии со своими склонностями и планами на дальнейшую жизнь. Форма «школьной общины» в Виккерсдорфе и школе П. Гехееба была характерна для Германии и не получила распространения в других странах.

Литература

1. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 118–121.

2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский.– М., 2004.– С. 205–206.

3. Образцова, А. В. «Школа гуманности» Пауля Гехееба / А. В. Образцова // Педагогика.– 2001.– № 8.– С. 8–92.

4. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская.– М., 1998.– С. 302–303.