logo
ИПиО (озо) Бак

Л.Н. Модзалевский.

< … > Без знания истории воспитания педагогу нельзя быть передовым деятелем своего времени, ибо все наши общие стремления и задачи необходимо подчиняются закону преемственности. Только незнание истории и неуважение к ней могло произвести тех Дон-Кихотов в воспитательном деле, которых у нас появилось не мало за последнее время, и которые иногда при всём благородстве своих стремлений, только вредят правильному развитию педагогического дела в нашем отечестве. < … >

< … > Историческое развитие человечества представляет постепенный переход от бессознательного состояния к сознательному, от подчинения природе – к полной свободе духа, стремящегося к идеям истины, любви и красоты. Всемирная история есть история освобождения человеческого духа с его индивидуальными правами, и возвышения его к абсолютному совершенству – Богу.

История педагогики должна быть рассматриваема в связи со всемирной, к которой она относится как часть к своему целому. Специальная задача её – показать, каким образом понимаема была у различных народов с их высочайшими представителями теоретическая идея воспитания, и на сколько она была осуществима практически. Следя за развитием человечества, история воспитания раскрывает пред нами критическую деятельность человеческого разума, который постоянно остаётся недоволен пройденной им исторической стадией, постоянно разрушает старые идеалы и создаёт новые совершеннейшие, нередко заблуждается, но никогда не остаётся в спокойном самоудовлетворении. В истории воспитания мы изучаем – чем было оно на деле, и чем должно было быть в понимании лучших людей того или иного народа, в тот или другой период его развития; практическая и теоретическая сторона воспитания являются пред нами в их постоянном взаимодействии, так что теория всегда вырабатывается из практики, и в то же время предшествует ей, ибо каждому разумному действию предполагается более или менее сознательная идея о цели и средствах его выполнения.

Изображая общий ход воспитания по единой идее освобождения, проходящей через историю всего человечества, история педагогики должна также остановиться на отдельных исторических народах, сделавших что-нибудь для этой великой идеи. Она должна развернуть перед нами картину воспитания у народа в его младенческий период, когда всё исходит от семейного авторитета и ограничивается принятыми формами, нравами и обычаями, не проникнутыми сознанием высшей идеи. Но вот опыт и наблюдение вырабатывают в народе некоторые общие воспитательные принципы и правила, сохраняемые в устной, эпической форме; воспитание переходит сперва в руки общины, и наконец – в ведение организованного государства, когда народ вступает уже вюношеский возраст. В этот период воспитание уже не зависит от случайной прихоти родителей, или от одного обычая: оно подчиняется государству, которое подготовляет возрастающие поколения для своих собственных целей, стараясь водворить единство в мышлении и деятельности каждого из своих членов. Законодатели устанавливают воспитание на коренных началах, заимствованных из преданий и нравов народа. В периодмужеской зрелостинарода воспитание исходит из свободно выработанных, сознательно принятых истине как о его цели, так и средствах к её полнейшему достижению. Теперь, как и в последующий период высшей зрелости, выступают на дело философы и педагоги, старающиеся построить воспитание на прочных и разумных принципах, создав для него возможно-совершеннейшую теорию. Вся история развития народа в это время идёт от практики к теории, и от теории опять возвращается к практике. Чем более совершенствуется народ педагогическом направлении, тем самостоятельнее выступает у него обучение, как особый момент воспитания, и тем более воспитание опирается на обучение, то есть на развитие сознания и самостоятельности в каждой отдельной воспитываемой личности.

< … > Главнейшими источниками для истории педагогики служат: география в её современном научном понимании, и всеобщая истории. Телесно-духовные свойства каждого человека и каждого народа в своём развитии непременно зависят от почвы, климата, и вообще физических условий обитаемой им страны. Человек стоит в постоянном взаимодействии с внешним миром, под влиянием геогностических свойств почвы, местной растительности и животной жизни, воздуха, воды и т.д. Что народы самых жарких и самых холодных поясов не имеют истории – это факт. Сила и материя обусловливают и взаимно проникают друг в друга: это непреложный закон природы, которым объясняется сходство людей, животных и растений известной страны по отношению к её климату. Как развитие культуры вообще, так и успехи воспитания в частности, тесно зависят от географического положения того или другого народа. Точно так же история воспитания непосредственно связана с судьбами народов в их культурной и политической жизни, так как образованность есть непременное условие воспитания, есть его причина и вместе следствие. История законодательства, регулирующего жизнь народа, задерживая или подвигая его развитие, также не может не иметь интереса для истории педагогики, которая обращается за тем к состоянию науки и искусства у рассматриваемого народа, и в особенности к его религии. Религия народа есть его сердце: от неё зависит его мировоззрение, нравы, обычаи, а следовательно – и воспитание. Важным пособием при этом также являются современные писатели, особенно историки, поэты, сатирики и ораторы; а в отношении практической педагогики и училищеведения – церковные и школьные постановления. Теоретическая часть педагогики в различные эпохи и у различных народов лучше всего узнаётся из творений философов, педагогов, теологов, моралистов и т.п. писателей.

Л. Модзалевский. Очерк истории воспитания и обучения. Ч. 1. – СПб., 1867. – С. 1-8.