logo
ИПиО (озо) Бак

II. Основные начала школьной работы.

Статья 12. Основой школьной жизни должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но, именно, как производительный общественно необходимый труд. Он должен быть тес­но, органически связан с обучением, освещающим светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выхо­дя за пределы непосредственной обстановки дет­ской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших.

Примечание 1. Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приёмов наси­лия над личностью учащегося и при всём этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и органически свя­занной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.

Примечание 2. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребёнка, не может иметь места в школе труда. Но сами тру­довые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой не­мыслим рационально по­ставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные момен­ты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответ­ствен­ности как за ту часть работы, которая вы­падает на долю каждого из них в данном рабо­чем коллек­тиве, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный произ­водительный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан социалистической республики.

Статья 13. Обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехни­ческий характер на обеих ступенях, причём физическому и эстетическому образованию отводится видное место. <…>

Примечание 2. Учебный план как на I, так и на II ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных групп учащиеся является возможным при условии соблюдения целостнос­ти курса.