logo
ИПиО (озо) Бак

Начальная школа а. Флекснера

С 1917г. более чем тридцать лет просуществовала основанная А. Флекснером опытная школа при педагогическом колледже Колумбийского университета. В школе подверглись проверке рекомендации педагогов-реформаторов Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Е. Паркхерст и др. Эксперимент проводился главным образом в «элементарном», то есть начальном, отделении.

Основным объектом эксперимента стало содержание образования. Как считал А. Флекснер, кроме базовой для начальной школы программы (чтение, письмо, счет), элементарное образование должно включать начатки естествознания, эстетики, граждановедения и трудовое обучение. Планом занятий по естествознанию предусматривались уяснения понятий «живая» и «неживая» природа, знакомство с жизненными циклами животных и растений, ряд физико-химических и биологических наблюдений. Цикл эстетики включал занятия английской и американской литературой, иностранными языками, искусства (музыка, живопись, скульптура). На уроках граждановедения изучались основные исторические события, структура политических институтов страны и вопросы текущей политики. Трудовое обучение состояло из уроков ручного труда и ознакомления с рядом промышленных производств. Для осуществления такой интеграции были применены так называемые комплексы труда, напоминавшие «центры интересов».

В школе Флекснера конкретное содержание школьной программы зависело в значительной мере от учителя. Вместо обычного учебного плана с подробными указаниями занятий по тем или иным темам составлялось лишь общее расписание, многие, из пунктов которого предстояло заполнить самому учителю.

В школе по примеру других опытных учебных заведений практиковалось детское самоуправление. Ученики выбирали из своей среды совет, который обсуждал и решал некоторые вопросы жизни школы.

Литература

1. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А. Н. Джуринский.– М., 1993.– С. 146–148.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.– Т. 2. С. 470.

3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская.– М., 1998.– С. 295–298.