4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
4.1. Школы Древнего мира.
4.2. Средневековые школы и университеты.
4.3 Развитие школы в России XIX века.
4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
4.4.1.ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
4.4.2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ XX ВЕКА.
5. реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века.
5.1. В. А. Лай.
5.2. М. Монтессори.
5.3. Г. Кершенштейнер.
5.4. В. Бехтерев.
5.5. К. Вентцель.
6. Основные реформы образовательной политики XX века.
6.1. Школьная политика советского государства. Первые документы о школе.
6.2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВаНИЯ
6.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.
7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.
1. Исторический подход в изучении педагогических явлений.
Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
1.1. Принцип историзма в педагогических исследованиях.
Основное назначение науки как специфической формы общественного сознания состоит в том, чтобы обеспечивать человечество достоверным, истинным знанием. Добывая объективное знание, наука приводит его в систему, которая в процессе исторического развития постоянно совершенствуется и упорядочивается, а само знание уточняется и проверяется в ходе его функционирования.
Научное знание должно, в конечном счете, создавать максимально приближенную истинную картину мира во всех его формах и проявлениях, раскрывая и объясняя закономерные связи между внешне разрозненными фактами и явлениями, обнаруживая управляющие миром фундаментальные законы, познание которых открывает путь научному предвидению того, что еще не обнаружено или что может возникнуть при определенных условиях.
Иначе говоря, основными функциями науки в целом и каждой отдельной, конкретной науки, являются объяснение и прогнозирование. Эффективное выполнение этих функций наукой служит пробным камнем ее состоятельности и уровня развития.
Чем более развита наука, чем более разработана ее методология, чем богаче арсенал ее исследовательских методов, тем более достоверны ее способы и результаты объяснения, тем надежнее ее прогнозы. Педагогика как наука о целенаправленном формировании и всестороннем развитии человеческой личности относится к числу сравнительно молодых наук.
Если ее возникновение связывать с первыми попытками выделить проблемы воспитания в качестве объекта специального изучения из других областей знания, в первую очередь из философии, то основоположником педагогики можно считать великого чешского мыслителя XVII в. Я.А. Коменского. Иначе говоря, педагогике исполнилось триста лет.
Если же за точку отсчета принять первые попытки отказаться от традиционного эмпирического и умозрительного подхода в вопросам воспитания, то история научной педагогики начинается лишь в XIX столетии, когда под влиянием бурного развития наук о природе стали предприниматься усилия по использовании в педагогических и психологических исследованиях экспериментальных методов и количественных показателей.
Можно признать, что и до настоящего времени педагогика еще недостаточно разработала свой научный аппарат - понятийно-терминологическую систему, систему специфических методов исследования, систему основных показателей. Попытки же заимствовать термины, понятия и методы из других наук, в первую очередь из социологии и кибернетики, или просто пользоваться иноязычной терминологией, к положительным результатам не привели.
Следствием такого положения является то, что значительная часть педагогических исследований не поднимается до подлинно научного объяснения сущности воспитания, ограничиваясь простым описанием фактов учебно-воспитательного процесса, причем фактом считается любое наблюдаемое явление, т.е. понятие «факт» употребляется в его бытовом, а не в научном значении.
Теми же самыми причинами можно, по-видимому, объяснить еще одну особенность многих педагогических исследований - стремление обосновать то или иное положение ссылками на авторитеты, на высказывания ученых и общественных деятелей самых различных эпох, причем эти высказывания большей частью представляют собой простые мнения, а не аргументированные выводы из проведенных исследований.
При недостаточной разработанности исследовательского аппарата педагогики нередко возникает закономерное сомнение в доказательности многих утверждений, содержащихся как в новой, так и в старой педагогической литературе. < … >
Это задача, которая должна решаться совместными усилиями многих ученых. Здесь же представляется необходимым указать на некоторые общие методологические принципы, соблюдение которых вместе с детальной разработкой и скрупулезным выполнением исследовательских процедур, пусть даже и при использовании традиционных методов, значительно повышает достоверность результатов педагогических исследований и помогает избегать серьезных ошибок.
Придавая в педагогических исследованиях исключительно важное значение следованию общенаучным принципам, забвение которых неизбежно приводит к субъективизму выводов и оценок, представляется необходимым особо выделить следующие два:
во-первых, системное и всестороннее рассмотрение изучаемого явления…
во-вторых, принцип историзма, который имеет два аспекта, исключительно важных для любого исследования: с одной стороны, он требует рассмотрения изучаемых явлений в развитии, выявления тенденций этого развития, с другой стороны, он предполагает характеристику важнейших социально-экономических факторов, которые в соответствующую историческую эпоху определяли своеобразие развития теории и практики воспитания и обучения (специфические формы и методы обучения, то или иное содержание образования, возникновение отдельных концепций воспитания, различные трактовки целей и задач воспитания и обучения и т.п.).
При этом нельзя забывать, что любое мировоззрение, любая социальная теория всегда отражает чьи-то интересы, и задача исследователя состоит в том, чтобы не упустить это из вида, показать природу этих интересов и их отражения в трактовке вопросов воспитания.
Соблюдение принципов системности и историзма обеспечивает большую объективность научного изучения педагогических проблем, поскольку это помогает избежать крайностей как объективизма, так и субъективизма. Первый в педагогических науках проявляется в виде стремления изобразить развитие педагогической теории и школьной практики как обусловленных только прогрессом науки, техники, экономики. Субъективизм, наоборот, проявляется в стремлении объяснить возникновение новых педагогических концепций или отдельных идей с позиций волюнтаризма, как результат деятельности отдельных «выдающихся личностей», которые стараются упорядочить нравственный идеал, в соответствии с которым вырабатываются этические нормы и педагогические теории, создаются те или иные общественные институты, в том числе образовательно-воспитательные учреждения.
Принцип историзма представляется как бы стержневым, поскольку его соблюдение побуждает исследователя к системному анализу и объективной социально-экономической оценке изучаемых фактов из сферы теории и практики воспитания.
При этом особо следует подчеркнуть, что соблюдение принципа историзма в равной степени важно как для теории, так и для истории педагогики, и может быть для второй даже больше, чем для первой.
Конечно, нельзя утверждать, что представители педагогической науки сознательно игнорируют принцип историзма. Большинство авторов педагогических трудов в той или иной степени стараются изложить «историю вопроса», предпосылают своим исследованиям характеристику эпохи, используют в качестве аргументов проведение исторических параллелей и ссылки на высказывания выдающихся мыслителей прошлого, оперируют фактами и идеями, известными в истории педагогики и внешне сходными с идеями и опытом теории и практики воспитания в настоящее время.
В исторических обзорах, часто предпосылаемых трудам по педагогике, обычно обнаруживаются сходная логика рассуждений авторов и, как следствие этого, близость структуры изложения. В грубо схематизированной форме эта логика и структура выглядит следующим образом: 1) исследуемый вопрос имеет большую важность для педагогической науки (практики воспитания); 2) впервые он был поставлен еще в Древней Греции (Риме, в Средние Века, в эпоху Возрождения и т.д.); 3) классики педагогики (Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци и т.д.) по этому поводу говорили то-то и то-то; 4) современные педагоги (ученые, общественные деятели, писатели) говорят об этом то-то и то-то.
Такого рода информация представляет для читателя известный интерес, служит свидетельством эрудиции автора, но не всегда проясняет сущность исследуемой проблемы, а иногда даже и представляет ее в ложном свете.
Ссылки на высказывания и мнения выдающихся педагогов прошлого используются авторами или для придания «веса» своим собственным утверждениям или, наоборот, для того, чтобы показать свое «превосходство» по сравнению со своими предшественниками, которые чего-то «недопонимали» или «не поднялись» до понимания того, что и нам-то, честно говоря, далеко не ясно.
Вот небольшой пример. В 60-е годы XX века в Великобритании была опубликована интересная и, в общем, полезная книга известного в свое время педагога У.К. Ричмонда «Учителя и машины»1 Автор являлся горячим поборником новой организации и новых средств обучения, и в своей книге дал разносторонний обзор состояния разработки отдельных аспектов программированного обучения к середине 60-х голов.
Высоко оценивая изобретение книгопечатания, называя книгу «машиной», автор в тоже время упрекал великого чешского педагога Я.А. Коменского (XVII в.) в «наивном оптимизме», поскольку тот считал, что «каждый класс должен быть обеспечен специально подготовленными книгами, которые должны содержать весь фактический материал по литературе, нравственному и религиозному обучению, предусмотренный для данного класса. В указанных пределах никакие другие книги не должны быть нужны, и с их помощью будут получены желаемые результаты»2.
«Наивный оптимизм» Коменского, по У.К. Ричмонду, опровергается тем, что «мы на собственном опыте знаем, что такая трогательная вера в самостоятельную силу печатного слова не полностью оправдывается. В наше время (!) даже самые ревностные поборники печатных пособий должны признать, что если прав Коменский, утверждавший, что желаемой целью образования является обеспечение такого положения, при котором дети «быстро, с удовольствием и основательно овладели бы науками, воспитывались в духе нравственности и благочестия и таким путем приобретали бы все необходимое для настоящей будущей жизни», то для достижения этой цели нельзя полагаться только
на книги» .
Исторический экскурс У.К. Ричмонда страдал двумя, по крайней мере, серьезными ошибками: во-первых, Коменскому приписывается мысль, будто бы только от книг зависят результаты обучения и воспитания, тогда как именно он в «Великой дидактике» поставил вопрос о необходимости использовать в процессе обучения самые разнообразные пособия, причем все они рассматриваются как средство в руках учителя; во-вторых, автор фактически игнорирует обстановку начала XVII столетия, когда создавалась «Великая дидактика» и когда еще практически не существовало научно-популярной литературы для детей и юношества. Мысль Коменского о включении в учебную книгу для каждого года обучения всего подлежащего усвоению материалу окажется не столь уж «наивной», если вспомнить, что еще каких-нибудь сто лет назад по той же самой причине учащиеся народной школы во всех европейских странах все свои знания черпали из единственной «Книги для чтения».
Это просто маленький пример того, что даже в трудах достаточно известных ученых наблюдается нередко поверхностное отношение к идеям и опыту прошлого. Прошлое рассматривается внеисторически, без учета специфических особенностей, без его достаточного целостного осмысления. < … >
Вопрос заключается в другом: что составляет сущность исторического подхода? Что значит следовать принципу историзма в педагогических исследованиях?
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что принцип историзма в педагогической науке, как и в науке вообще, предполагает учет изменяемости исследуемого объекта в процессе развития. Однако исследователь не может ограничиваться прослеживанием простой хронологической последовательности внешних проявлений этих изменений.
Принцип историзма требует раскрытия качественных особенностей каждого этапа в развитии исследуемого педагогического явления, установления их обусловленности различными обстоятельствами, раскрытия связей между ними и их специфических закономерностей.
Иначе говоря, при правильном понимании принципа историзма различаются внешняя и внутренняя хронология: с одной стороны, устанавливается временная последовательность этапов развития явлений и фактов, подвергаемых изучению, а с другой — выявляется специфика каждого из этих этапов, вскрывается своеобразие его внутренних противоречий, связей изучаемого объекта с другими объектами. Фактически именно в развитии исследуемых объектов, чем бы они не являлись, проявляется специфичность их содержания.
Применительно к педагогическим исследованиям конкретно-исторический подход предполагает строгий учет ряда моментов. Занимаясь анализом педагогических идей и концепций той или другой эпохи, выясняя особенности содержания, организации и методов учебно-воспитательного процесса, педагог-исследователь имеет дело с явлениями социального порядка, с формами проявления жизнедеятельности общества, с определенным социально-экономическим укладом. Исследователь-педагог, чем бы он ни занимался - гуманистическими идеями Ренессанса или концепцией «общества без школ», прежде всего, должен ответить на главный вопрос: чем эти идеи и концепции порождены. Речь идет о том, что педагог-ученый не может ограничиваться только описанием фактов из воспитательной деятельности или изложением различных высказываний о воспитании. Он обязан выявить и учесть специфические социально-экономические условия, которые на каждом историческом этапе общественного развития детерминируют цели воспитания и образования, задачи школы в широком смысле слова.
Возникновение и эволюция любых педагогических идей и концепций могут быть правильно поняты и объяснены только в процессе глубокого осмысления особенностей общественно-экономических условий жизни и идеологической борьбы своего времени.
Теория и практика воспитания в широком значении этого понятия всегда находились и находятся в определенной зависимости от общекультурного и научного прогресса. Косвенным, но достаточно ярким свидетельством связи педагогики с общим развитием науки служит пристальное внимание выдающихся ученых всех времен и народов к самым различным аспектам воспитания, образования и обучения. Этими вопросами интересовались и о них уже говорили такие корифеи мировой науки, как Декарт, Гегель, и Кант, Гексли и Фарадей, Ломоносов и Лобачевский, Менделеев и Павлов...
Точно так же обстоит дело и в наши дни. < … >
Однако подобный персонифицированный подход, оставшийся в наследие от прошлых столетий, слишком прямолинеен и, как правило, не раскрывает путей объективного воздействия прогресса наук на школу и педагогику.
Задача педагога-исследователя состоит в том, чтобы установить, что же реально вошло в практику школы вследствие достижений науки и техники — новые факты, идеи, концепции, гипотезы; что было исключено как устаревшее, опровергнутое новейшими открытиями; какие новые методы обучения возникли в связи с усовершенствованием методов научного исследования и т.п. Наконец, нельзя забывать и того, что внешне сходные педагогические идеи и концепции в разные исторические эпохи не только порождались различными социально-экономическими условиями, но и обосновывались с помощью различных аргументов, в зависимости от уровня развития тех или иных наук, от специфики интернаучных связей педагогики, которые для нее всегда имели важное значение.
Так, по-видимому, было бы невозможно правильно понять аргументацию Коменского, приводимую им для обоснования необходимости «механизировать» обучение, если не принять во внимание бурное развитие в XVI—XVII вв. наук о природе, в частности механики.
Или другой пример: в высказываниях очень многих педагогов, начиная с античного мира, можно обнаружить мысль о необходимости возрастного и индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения. Однако эта старая идея стала получать научное обоснование только во второй половине XIX века в связи с большими успехами в развитии экспериментальной педагогики и психологии. Простое перечисление всех тех, кто когда-либо говорил о важности возрастного и индивидуального подхода к детям без серьезного анализа соответствующей аргументации, конечно, мало что может объяснить.
Более или менее объективное суждение о значимости педагогических идей любой исторической эпохи, любого мыслителя может быть вынесено только при непременном учете двух факторов: степени их теоретической новизны для того времени в свете массовой практики воспитания, с одной стороны, и их реального влияния на совершенствование педагогики и воспитательно-образовательной деятельности, с другой.
Новизна отдельных идей или ценности различных концепций воспитания, образования или обучения становится очевидной только в процессе их содержательного анализа, результаты которого сопоставляются с результатами аналогичного анализа традиционных педагогических воззрений, характерных для данной и предшествующей эпох.
< … > При определении продуктивности педагогических идей, т.е. оценки степени их воздействия на теорию и практику воспитания и обучения, нельзя забывать, что даже наиболее важные и ценные мысли и предложения, как правило, получают широкое признание и становятся инструментом совершенствования педагогической науки и школьной практики далеко не сразу. Стоит только вспомнить, что пансофические и дидактические идеи Коменского, включенные теперь в золотой фонд педагогической науки, привлекли внимание педагогов только почти через 300 лет, а при жизни Коменский был известен преимущественно как автор учебников. Такова судьба большинства педагогических идей Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта...
Зная это, педагог-ученый, занимающийся историей педагогики, не может ограничиться изучением фактов, относящихся только к изучаемому периоду. Для объективной оценки значимости выделенных им идей необходимо проследить их дальнейшую судьбу, выяснить, вошли ли они впоследствии в основное содержание педагогической науки и в какой форме, вызвали они в дальнейшем какие-либо изменения в содержании, организации или методах воспитательно-образовательной деятельности массовой школы.
Принцип историзма предполагает рассмотрение педагогических идей, концепций и теорий, относящихся к определенному историческому периоду, не в статике, а с учетом их эволюции, в процессе их развития, видоизменения, совершенствования. Это требование сохраняет свою справедливость и по отношению к характеристике и оценке педагогических взглядов отдельных мыслителей. Именно прослеживание развития идей, видоизменения их практического использования на протяжении формально одного и того же исторического периода, составляет одну из важнейших задач педагога-исследователя, руководствующегося принципом историзма.
Наконец, весьма важным в свете требований принципа историзма является; сугубое внимание к эволюции и трансформации понятийно-терминологической системы как собственно педагогики, так и смежных с ней наук.
< … > Педагог-исследователь, изучающий явления и факты конкретно-исторической педагогической действительности, руководствуясь принципом историзма, должен характеризовать исследуемые педагогические объекты с учетом системы понятий и терминов, которые отражают специфику этих объектов и их связей на определенном этапе развития. Если же исследователь при анализе педагогических идей или явлений из практики воспитания, относящихся к конкретным историческим условиям, находится под влиянием системы категорий, отражающих более ранний или более поздний этапы развития изучаемых объектов, это следует отнести к грубому нарушению принципа историзма.
Все сказанное можно резюмировать так: отказ от описательности, место которой должно занять объяснение, опирающееся на серьезный анализ фактов и явлений при строгом соблюдении методологического принципа историзма — вот важнейший путь повышения достоверности, а тем самым и эффективности педагогических исследований.
А.И.Пискунов. Избранные педагогические сочинения 1955-2001 ( Сост. В.Э.Черник / Отв. Ред. В.И.Блинов. – М.% Прометей, 2006. – с.201 -211.
- Рецензенты –
- Содержание
- 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современные трактовки истории педагогики как области педагогической науки.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 1.2. Зарубежные и отечественные учёные о сущности, целях и задачах истории педагогики как науки. Карл шмидт.
- Л.Н. Модзалевский.
- Г.Б. Корнетов.
- 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
- 2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.
- Самобытность мудрости.
- Афоризмы.
- Демокрит.
- Из фрагментов о воспитании.
- Афоризмы.
- Сократ.
- Позиция мудрости и презентационные утверждения.
- Афоризмы.
- Платон.
- Из работы «Государство».
- Афоризмы.
- Аристотель.
- Из работы «Политика».
- Марк Фабий Квинтилиан.
- Из работы «о воспитании оратора».
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 2.2. Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Томмазо Кампанелла.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Город Солнца».
- Франсуа Рабле.
- Идеи, афоризмы, высказывания. Из работы «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Мишель Монтень.
- Презентационные высказывания. Из работы «Опыты».
- 2.3. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
- Об Общественном договоре, или Принципы политического права книга I
- Глава VI
- Глава VIII
- Глава XI
- Л.Н.Толстой
- Глава XIII.
- 17 Февраля
- О законе
- 28 Января
- 24 Июля
- 26 Сентября
- 8 Декабря
- Презентационные высказывания зарубежных мыслителей. О законах и законности.
- О правосудии.
- О свободе и дисциплине
- 3.Основные авторские педагогические системы прошлого
- 3.1. Зарубежные Педагогические концепции, теории и системы Западной Европы XVII-XIX вв. Ян Амос Коменский.
- Педагогические идеи и находки (из работы я.А. Коменского “Великая дидактика”). Об образовании.
- Об обучении.
- О воспитании.
- О школе.
- Об учителе.
- Джон Локк.
- Выдержки из работы «Мысли о воспитании»
- Жан-Жак Руссо.
- Выдержки из работы «Эмиль, или о воспитании».
- Иоганн Генрих Песталоцци.
- Презентационные высказывания. О воспитании, образовании и природосообразности.
- Об идее и методе элементарного образования.
- О соединении обучения с производительным трудом и о трудовом воспитании личности.
- Иоганн Фридрих Гербарт.
- О педагогике как науке и искусстве воспитания.
- О воспитывающем обучении и многосторонности интереса.
- Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
- Выдержки из работы ф.А.В. Дистервега
- 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика,
- 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
- 5. Обучай наглядно!
- 6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному,
- 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
- 4.Правила обучения, касающиеся учителя.
- 3.2. Российские Педагогические концепции, теории и системы XIX вв. Константин Дмитриевич Ушинский.
- Научно-практическое назначение педагогики.
- О пользе педагогической литературы.
- Предисловие к первому тому "Педагогической антропологии"
- О народности в общественном воспитании.
- Труд в его психическом и воспитательном значении.
- Лев Николаевич Толстой.
- О народном образовании.
- Пётр Фёдорович Каптерев.
- Педагогический процесс.
- Часть 1. О сущности педагогического процесса. Педагогический процесс с внешней и внутренней стороны.
- Свойства педагогического процесса с внутренней стороны.
- Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
- 3.3. Отечественные Авторские Педагогические концепции, теории и системы советского периода. Павел Петрович Блонский.
- Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».
- 1. Современная и новая школа.
- 2. Основной принцип новой школы.
- 7. Человеческая общественно-трудовая жизнь
- 8. Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей.
- 9. Школа социального труда.
- 11. Воспитание сердца в школе.
- 12. Учитель, стань человеком!
- Из книги «Основы педагогики». Политехническое образование.
- Станислав Теофилович Шацкий.
- Из статьи “Предисловие к книге «Годы исканий»”.
- Из статьи «Изучение жизни и участие в ней» (по поводу программы гуСа).
- Глава I.
- Глава II.
- Антон Семёнович Макаренко.
- Макаренко об общих и методических вопросах теории и практики воспитания. Из работы «Цель воспитания».
- Из работы «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».
- 16 Октября 1938 г.
- Из работы «Методика организации воспитательного процесса».
- 14. Перспектива.
- 15. Стиль работы с коллективом.
- Из лекций «Проблемы школьного советского воспитания». Лекция 1 «Методы воспитания».
- Лекция 3 «Педагогика индивидуального действия».
- Макаренко о семейном воспитании. Из лекции «Общие условия семейного воспитания».
- Из лекции «о родительском авторитете».
- Из лекции «Семейное хозяйство».
- Из лекции «Воспитание в труде».
- Из работы «Семья и воспитание детей».
- Василий Александрович Сухомлинский
- О гражданском и патриотическом воспитании. Из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека».
- 4. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
- 4.1.Школы Древнего мира.
- Спартанская воспитательная система.
- Воспитание и образование в спарте
- 4.2. Средневековые школы и университеты. Авторская «Школа радости» Витторино да Фельтре.
- Из Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215).
- Из стихов вагантов Нищий студент
- Доброе старое время
- 4.3 Развитие школы в России XIX века. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.)
- Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828 г.)
- Глава 1. Положения общие
- Глава II. О приходских училищах
- Глава III. Об уездных училищах
- Глава IV. О гимназиях
- Глава V. О пансионах при гимназии
- 4.4. Зарубежные и отечественные авторские школы XX века.
- 4.4.1.Опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы и сша «Новые школы» (с. Редди, Дж. Бэдли, э. Демолен)
- Сельские воспитательные дома
- «Новые школы» в Саммерхилле (а. Нейл) и Дарингтон-Холле (Великобритания)
- Школа а. Лихтварка
- Вальдорфская школа (р.Штайнер)
- Система управления школой:
- «Дом ребенка» м. Монтессори
- Школа «Дальтон-план» (е. Пархест)
- Школа б. Рассела
- Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете)
- Школа г. Шаррельмана
- Школа для жизни о. Декроли
- Начальная школа с. Френе
- Экспериментальные начальные школы в сша Лабораторная школа Джона Дьюи
- Начальная школа е. Коллингса
- Начальная школа к.Уошборна
- Начальная школа а. Флекснера
- 4.4.2. Отечественные авторские школы XX века. Школа м.П. Щетинина.
- Школа свободного развития.
- Русская школа.
- Школа самоопределения а.Н.Тубельского.
- Адаптивная школа е.Ш. Ямбурга.
- 5. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века. Вильгельм Август Лай.
- Школа действия. Содержание основного педагогического принципа действия.
- Ручной труд.
- Мария Монтессори.
- О принципах моей школы.
- Георг Кершенштейнер.
- Школа будущего – школа работы.
- Владимир Михайлович Бехтерев.
- Вопросы общественного воспитания
- Константин Николаевич Вентцель.
- Культура и воспитание.
- Нравственное воспитание и свобода.
- 6. Основные реформы образовательной политики XX века.
- II. Основные начала школьной работы.
- III. Порядок и условия школьной работы.
- IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы.
- V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь.
- Основные принципы единой трудовой школы.
- 6.2. Отечественные системы школьного образоВаНия
- Раздел IV
- Раздел IX
- Закон российской федерации об образовании
- Глава I общие положения
- Глава II система образования
- Глава III. Управление системой образования.
- 7. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования. Интернационализация образования.
- Модели глобального образования
- «Декларация прав ребёнка» (1959 г.)
- «Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.)
- Часть I
- Болонский процесс.
- Из истории Болонского процесса
- Текст Болонской декларации
- Европейское пространство высшего образования
- Совместное заявление европейских Министров образования,
- Подписанное в Болонье 19 июня 1999 года