logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Технологическая карта развития навыка письма

1. Идентификация звука и прописного знака в словах. Учитель называет слово и «пишет» его на глазах у детей, собирая из кубиков, карточек и других готовых форм. При этом акцентируется и обыгрывается то, что слово состоит из звуков, каждый из которых имеет свой графический облик - букву. Продолжительность этапа - один-два урока. Задание на дом: мама или папа должньы написать под диктовку ребенка, на глазах у ребенка десятка два слов.

2.1. Репродукция детьми слов-эталонов с помощью кубиков, карточек и других готовых форм. Учитель пишет «психологически близкое слово» на доске или по­казывает на плакате, а дети собирают это слово из букв на карточках, кубиках и других готовых формах. Одного-двух уроков достаточно, чтобы возникла устой­чивая связь между звуками, образующими слово, и буквами, отображающими слово.

2.2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями цветщлми карандашами или фломастерами.

3.1. Освоение движения по строке. Ребенок показывает рукой прописной текст слово за словом, строку за строкой, а учитель озвучивает его в предлагаемом учени­ком темпе. Дети, сменяя друг друга, без пауз на приближение к доске работают с учителем, а остальные в это время пытаются делать то же самое, проецируя руку на текст. Два-три урока позволяют сформировать навык движения по строкам, а также появляется понимание полной зависимости звучания от того, что написано.

3.2. Раскративавие сюжетных картинок типа комиксов с надписями авторучками с цветными стержнями.

3.3. Домашние сочинения, написанные рукой родителей. Не допускается стилевое вмешательство родителей в текст.

4.1. Освоение идентификации звучащего текста с графическим (прописным).

4.2 Учитель следует укаакой по прописному тексту, звучащему с магнитофона, показывает, что звучит сию минуту. Дети делают то же самое, проецируя пальчик на экран (плакат). Учитель озвучивает пока еще в медленном темпе текст, а дети у доски или экрана, сменяя друг друга, пытаются удержаться на строке рукой или указкой, следуя по ней в темпе чтения учителя. Остальные дети делают то же самое, проецируя пальчик на текст. Требуется, как правило, до пяти уроков такого тренинга с детьми, не умевшими читать, чтобы сформировался первичный навык или полное понймййие задани.

4.3.Koпиpoвaние нa кaльку cюжeтныx pиcункoв типа «Картинок Бидструпа».

5.1. Дети один за другим переходят к книге, где продолжают следовать пальчиком по прописному тексту за чтением учителя.

5.2. «Печатание» - копирование на кальку «печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных курсивом.

5.3. «Печатание» - списывание печатными буквами коротких актуальных текстов.

6.1. Автоматизация следования пальчиком по прописному тексту за звукорым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту.

6.2. Копирование актуальных прописных текстов на кальку па графическому ориентиру. Исиользуются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в наиболее сложных для написания графемах.

7.1. Чтение со звуковым ориентиром прописных, текстов одними глазами с темпом до 60 слов в минуту. Дети перестают держать пальчик на строке и справляются с процессом одними глазами. Глаза больше не нуждаются в тренере-руке. (Отдельные дети продолжают Работать с пальчиком).

7.2. Письмо на кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Используются содержательные прописные тексты с выделенными цветом соединениями.

7.3. Документирование детских выступлений на уроках устного слова и природоведения с помощью магнитофонной записи уроков. Тиражирование записей, с тем чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта». Продолокастея до завершения начальной школы.

8.1. Чтение вслух со звуковым ориентиром знакомых и популярных (любимых детьми) стихотворных прописных текстов с темпом до 60 слов в минуту (одновременно с данным видом работы на уроках чтения).

8.2. Письмо на кальке с графическим ориентиром. Копиройание прописных текстов с актуальным содержанием. Используется стандартное слитное написание текстов-опор.

8.3. Коррекция Качества устных выступлений. Ребенку выдается запись урока устного слова с заданием, оценить (проранжировать) все выступления, кроме своего, по трем критериям: содержательность, артастйчйость, культура речи.

9.1. Списывание интересных прописных текстов - письмо с графическим и (или) орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание про­шеных и (или) печатных текстов).

9.2. Подготовка рефератов для уроков устного слова посредством выделения (подчеркивания) наиболее значимых мест текстов для зачитывания.

9.3. Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи матери­ала: интонация, выражение собственного отношения к информации, использование личного опыта.

10.1. Письмо с орфографическим ориентиром - списывание актуальных печатных текстов.

10.2. Реферирование актуальных материалов – подготовка выступлений и докладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются,«быстрые» способы компилирования материала - применение наряду с письмом вырезке, закладочек в нужных местах первоисточников и т.д. То есть не письмо ради письма, а письмо в контексте деятельности с завершенной мотивационной основной деятельности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде гипотетичного будущего умения писать, а в виде конкретного текста - подбора материалов, который непремеюю будет востребован значимыми другими или самим ребенком.

11.1. Диктанты со зрительной опорой - письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст в зависимости от уровня ученика). Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом до 40 сслов в минуту, имея текст перед глазами.

11.2. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.

11.3. Отслеживание и поощрение устных сочиненяй на уроках устного слова, когда вместо реферата начинают проклевываться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.

12.1. Диктанты со зрительной опорой с темпом до 40 слов в минуту. Дети пишут под диктовку магнитофона, постепенно все меньше и меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. С момента, когда две - трети детей начнут справляться с рекомендуемым темпом, последний медленно растет до 60 слов в минуту. Отставание детей от темпа диктовки — дело запланированное. Звуковой ориентир в данном случае «тянет» за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой.

12.2. Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова. Про­должается на уроках устного слова и природоведения (организованных по принципам уроков устного слова) до завершения начальной школы.

13.1. Устойчивое освоение учеником письма под диктовку с темпом до 60 слов в минуту - основа для его перехода на этап изложений со зрительйой опорой. «Напиши короче и красивее» (в смысле художественном, а не графическом), такую инструкцию может использовать теперь учитель.

13.2. Подготовка развернутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.

14.1. Разработка развернутых планов и написание по ним изложений по произведениям, увиденным или услышанным один раз (используются видеофильмы, телепередачи и радиопередачи).

14.2.«Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развернутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.

15.1. Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значв-тельной степенью авторства ребенка-авторства впечатлений, суждений, пози­ции, стиля и других аспектов письменной деятельности.

15.2. Рааработка учятелем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области знаний. Самостоятельная падготовка учеником рефератов и выступлений в сфере своей специализации. Формирование и развитие индивидуальных информационных пространств.

16.1. Авторское письмо. Ра6ота над стилистикой и выразительностю письменной речи. Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т.п.

16.2. Совершенствование качества выступлений на уроках устного слова. Орга-низуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность аристичность и др.), на основе магнитофонных записей.