logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

По г.С.Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основ­ное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является проти­воречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, напри­мер, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических проти­воречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предва­рительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, час­тичного или избыточного решения, использования механических колебаний, пери­одического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, де­шевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схе-

мы, использования пневмо - и гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметов объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.