logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Концептуальные положения

Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п. (в частности, взаимно обратные);

2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.);

3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);

4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставле­ния исходного и преобразованного заданий;

5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;

6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).

При этом используются фундаментальные закономерности мышления (вкупе оптимизирующие познавательный процесс):

• закон единства и борьбы противоположностей;

• перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И П.Павлов);

• принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);

• переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.129

В отличие от гештальтистов П.М.Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предше­ствует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.

Обучение строится по следующей схеме:

1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении

2) Выделение в целом элементов и их .взаимоотношений.

3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.