Содержание развития
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Все группы качеств личности:
ЗУН -знания, умения, навыки;
СУД-способы умственных действий;
СУМ - самоупрвляющие механизмы личности;
СЭН-эмоционально – нравственная сфера;
СДП-деятельностно - практическая сфера взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целосную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.
Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всесторовнее их развитие.
Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП .
С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.
- Введение
- Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. 0Сновные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- Классификационные параметры то
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IIV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
- Целевые ориентации
- Концепция сотрудничества
- Особенности содержания и методики
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
- Концепция воспитания
- Педагогизация окружающей среды
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Классификационные параметры технологии ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- Классификационные параметры системы е.Н.Ильина
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения и гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- Игровая деятельность
- Классификационные параметры игровых технологий
- Спектр целевых ориентаций
- Особенности игровых технологий
- Игровые технологии в дошкольном периоде
- Технология развивающих игр в.П.Никитина
- Игровые технологии в младшем школьном возрасте
- Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
- Деловые игры
- 5.2. Проблемное обучение
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения (по д.Дьюи)
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов) «
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Принципы построения содержания
- Особенности методики
- 5.4. Технология «интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (в.Ф.Шаталов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация обучения
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Особенности дифференциации по уровню
- Смешанная дифференциация (модель сводных групп)
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Оценивание знаний
- 6.4. КультуровоспитываюЩая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, b•д• Шадриков)
- Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
- Акцент целей
- Концепции индивидуализации обучения
- Общие принципы
- Особенности содержания и методики
- Общие особенности технологий индивидуализации
- Аналоги технологии индивидуализации
- 6.6. Технология программированного обучения
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные основы
- Принципы программированного обучения (по в.П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г. Ривин, в.К. Дьяченко)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 6.8. Групповые технологии
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Особенности организации
- 1) Подготовка к выполнению группового задания
- 2) Групповая работа.
- 3) Заключительная часть.
- Разновидности групповых технологий
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Классификационные параметры технологии
- Акцент целей
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.2. «Диалог культур» (в.С. Библер, с.Ю.Курганов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные идеи
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 2) Оод дается в готовом виде - это ситуация объяснительно-
- Особенности содержания и методики
- VIII Частнопредметные педагогические технологи
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики »
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные установки
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1 .Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности организации
- 9.4. Технология мастерских
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные соображения
- Особенности содержания.
- Особенности методики
- X. Пpиpoдocooбpaзныe•технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание гpaмотнocти (a.M Кушнир)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Сравнительные представления технологии
- Гипотеза айсберга
- Технологическая карта развития навыка письма
- Технологическая карта освоения грамматического феномена.
- Оценивание результатов
- Использование аудиовидеосредств
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики и ормнизации
- Хi. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- Развитие личности и его закономерности
- Обучение и развитие
- Ребенок—субъект своего развития
- Содержание развития
- Зона ближайшего развития
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Гипотезы л.В. Занкова
- Концептуальные дидактические положения
- Особенности содержания
- Особенности методики.
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы д.В. Эльконина - в.В. Давыдова
- Особенности содержания
- Теоретические знания
- Особенности методики
- Признаки (особенности) цуд
- Моделирование
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, г.С. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- Классификационная характеристика технологий творчества
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Школа творчества и.П. Волкова
- Теория решения изобретательских задач (триз) г.С.Альтшуллера
- Коллективное творческое воспитание и. П.Иванова
- Особенности содержания По и.П.Волкову
- По г.С.Альтшуллеру
- По и.П.Иванову
- Особенности методики
- Возрастные этапы технологии
- По г.С.Алыпшуллеру
- По и.П.Иванову
- Оценивание
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская)
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Дополнительные гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальная основа
- Организационные позиции
- Методологические позиции
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Особенности воспитания
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.5. Агрошкола а.А.Католикова
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальная основа
- Особенности содержания
- Методические особенности
- Разновозрастные объединения
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания (куррикулума)
- Процессуальная характеристика
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
- Концептуальные положения технологии в.М.Монахова
- Особенности содержания