logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий харак­тер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенно­стям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической под­держки.

Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуще­ствляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, со­циального закаливания.

Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:

- добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования;

- помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

- возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одно­го варианта (траектории) обучения на другой.

Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стан­дарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучше­го, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяс­нительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закреп­ление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуа­лизацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полно­го усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладе­ния учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного простран­ства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гу­манное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; со­страдание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

He меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

- обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии)

- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

- взаимообучение, диалогические методики;

- комментированные упражнения (по Лысенковой);

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

- опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

- алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

- указание типа задачи, закона, правила;

- подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

- предупреждение о возможных ошибках;

- разделение сложного задания на составляющие.

Литература

1. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитальный комплекс вариативного образования. - Ярославль: ИПК ПРРО, 1996.

2. Селевко Г. К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемосп ростков. - М., 1997.

3. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 1996.