logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Моделирование

Решить задачу теоретически — значит решить ее не толко для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержа­ние этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мысли­тельного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Отношение объекта (всеобщее) как бы «заслоняется» многими частными при­знаками, что затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и в «чистом» виде. Поэтому школьники, преобразовывая и пере­конструируя учебную модель, получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового, без «затенения» привходящими обстоятельствами. Рабо­та с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции — некоторого всеобщего отношения.

Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем ре­шения учебных задач.

Коллективно-распределенная деятельность

Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития явля­ется не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятель­ности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, кото­рый на определенной стадии становления приобретает автономные источники сво­его сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому ясточники возникновения и первоначального существования целенаправленной небной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта - либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипоте­зы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределенная мыследеятельность» дает двойной результат: помогает решить учеб­ную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.

Организовать, направить, поддерживать этот диалог (полилог) - одна из важ­нейших задач учителя. Но решить ее он может только «изнутри», как равноправ­ный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки должны быть открыты для критики в той же мере, что и действия и высказывания других. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и уве­личения доли самостоятельной деятельности ребенка.

Обобщение 10. Развивающее обучение - это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

Оценивание

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает со­вершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъек­тивному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно зас­луживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика ато весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждою ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познание, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом» учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует)

Позиция ученика; субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступе­ни обучения.

Примечание. В стране имеется несколько исследовательских центров, ведущих эксперимен­тальную разработку содержания и методов развивающего обучения на основе идей Д.Б.Эльконикс - В.В.Давыдова:

Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа № 91; Томская экспериментальная площадка; Саратовский центр развивающего обучения.

Литература

Научво-иетодшескм: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986; Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. - М., 1996; Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения вV -IX классах средней школы //Психологическая наука и образование - 1997. - №11; Философск-психологические проблемы развития образования. - М.: Педагогика, 1981; Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. - 1964. - № 1; Эльконин Д. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976; Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание 1974; Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982; Левин В. Воспитание твopчества. - М.: Знание, 1977; Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996; Дусавицкий А.К. Дважды два = икс? - М.: Знание, 1985; Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. - М.: Знание, 1978; Издательство «Пеленг» (Томск): Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - 1992; Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - 1993.

Литература для учителя: Издательство «Пеленг» (Томск): Программы развивающего обучения Русский язык. Математика, 1-5-е классы. - 1991; Начальный этап разаивающего обучения русскок языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В.В.Репкииа. - 1992; Некрасова T.Н: Развивающее обучение русскому языку в 1 классе. Пособие для учителя / Под ред. В.В.Репкина -1993; Захарова А.М., Фещанко Т.И. Развивающее обучение математике в 1 классе. Пособие для учителя. - 1992; Репкин В.В. Развивающее обучение как система. - 1992; Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - 1993; Готовность детей к школе / Под ред. В.В.Слободчикова. - 1992; BeнгерA.JI., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - 1991; Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство в системе развивающего обучения. - 1992; Кудина Г.Н., Новлянская 3.Н. Литература как предмет эстетичк кого цикла. - 1993; Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - 1993; Александрова Э.И. Методика математики, 2 класс. Книга для учителя. - 1991; Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.- 1992; Левин В.А. Методика литературы в начальной школе. Вып. 1, 2. - 1992.

Литература для учащихся: Издательство «Пеленг» (Томск): Репкин В.В. Букваренок. – 1991. Репкин В.В., Жедек П.С., Левин В.А. Букварь. - 1990; Репкин В.В. Русский язык. - 1993; Захарова А. М., Фещенко Т. И. Математика. - 1992: Александрова Э.И. Математика. - 1992; Олисова Л.Г., Тимченко Л.И. Прописи. - 1993; Кудина Г.Н., Новлянская З.И. Хрестоматия. - 1992; Тоболкина И.Н. Рабочие тетради учащегося по русскому языку. - 1993.