logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

XII. Педагогические технологии авторских школ

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспе­риментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «aвmopcкue школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, В.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).

Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционно­го преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содер­жание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от тра­диционных, принятых в массовой школе.

Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Литература

1. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.

2. Управление развитием школы //Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. - М., 1995.