Особенности методики
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконсрукция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.
Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.
Индуктора в зачаточном состоянии есть в каждой ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет, потребности изучат; науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоционально» контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.
Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра - и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает нм возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, эмоциональный внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
Позиция ведущего мастера - это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.
Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческою потенциала, заложенного природой.
Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:
-студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);
- погружение (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину) - занятия в урочной и внеурочной форме по учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива» которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;
- цикловой метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.
Литература
1.Белова Н. Урок-мастерская: приглагшение к поиску // Частная школа. – 1997. - № 1.
2. Окунев А. Как учить не уча. – Спб.: Питер-Пресс, 1996.
3. Педагогика наших детей / Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. – СПб, 1995.
- Введение
- Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. 0Сновные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- Классификационные параметры то
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IIV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
- Целевые ориентации
- Концепция сотрудничества
- Особенности содержания и методики
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
- Концепция воспитания
- Педагогизация окружающей среды
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Классификационные параметры технологии ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- Классификационные параметры системы е.Н.Ильина
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения и гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- Игровая деятельность
- Классификационные параметры игровых технологий
- Спектр целевых ориентаций
- Особенности игровых технологий
- Игровые технологии в дошкольном периоде
- Технология развивающих игр в.П.Никитина
- Игровые технологии в младшем школьном возрасте
- Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
- Деловые игры
- 5.2. Проблемное обучение
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения (по д.Дьюи)
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов) «
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Принципы построения содержания
- Особенности методики
- 5.4. Технология «интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (в.Ф.Шаталов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация обучения
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Особенности дифференциации по уровню
- Смешанная дифференциация (модель сводных групп)
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Оценивание знаний
- 6.4. КультуровоспитываюЩая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, b•д• Шадриков)
- Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
- Акцент целей
- Концепции индивидуализации обучения
- Общие принципы
- Особенности содержания и методики
- Общие особенности технологий индивидуализации
- Аналоги технологии индивидуализации
- 6.6. Технология программированного обучения
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные основы
- Принципы программированного обучения (по в.П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г. Ривин, в.К. Дьяченко)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 6.8. Групповые технологии
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Особенности организации
- 1) Подготовка к выполнению группового задания
- 2) Групповая работа.
- 3) Заключительная часть.
- Разновидности групповых технологий
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Классификационные параметры технологии
- Акцент целей
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.2. «Диалог культур» (в.С. Библер, с.Ю.Курганов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные идеи
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 2) Оод дается в готовом виде - это ситуация объяснительно-
- Особенности содержания и методики
- VIII Частнопредметные педагогические технологи
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики »
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные установки
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1 .Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности организации
- 9.4. Технология мастерских
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные соображения
- Особенности содержания.
- Особенности методики
- X. Пpиpoдocooбpaзныe•технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание гpaмотнocти (a.M Кушнир)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Сравнительные представления технологии
- Гипотеза айсберга
- Технологическая карта развития навыка письма
- Технологическая карта освоения грамматического феномена.
- Оценивание результатов
- Использование аудиовидеосредств
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики и ормнизации
- Хi. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- Развитие личности и его закономерности
- Обучение и развитие
- Ребенок—субъект своего развития
- Содержание развития
- Зона ближайшего развития
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Гипотезы л.В. Занкова
- Концептуальные дидактические положения
- Особенности содержания
- Особенности методики.
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы д.В. Эльконина - в.В. Давыдова
- Особенности содержания
- Теоретические знания
- Особенности методики
- Признаки (особенности) цуд
- Моделирование
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, г.С. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- Классификационная характеристика технологий творчества
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Школа творчества и.П. Волкова
- Теория решения изобретательских задач (триз) г.С.Альтшуллера
- Коллективное творческое воспитание и. П.Иванова
- Особенности содержания По и.П.Волкову
- По г.С.Альтшуллеру
- По и.П.Иванову
- Особенности методики
- Возрастные этапы технологии
- По г.С.Алыпшуллеру
- По и.П.Иванову
- Оценивание
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская)
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Дополнительные гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальная основа
- Организационные позиции
- Методологические позиции
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Особенности воспитания
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.5. Агрошкола а.А.Католикова
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальная основа
- Особенности содержания
- Методические особенности
- Разновозрастные объединения
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания (куррикулума)
- Процессуальная характеристика
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
- Концептуальные положения технологии в.М.Монахова
- Особенности содержания