logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Признаки (особенности) цуд

1. Наличие у ребенка познавательных внутренних мотивов, идущих от познавательных потребностей.

Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совер­шенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправ­ленную учебную - ЦУД.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традици­онным подходом это выглядит так:

Функциональное обучение - нет ЦУД Развивающее обучение - есть ЦУ 1

Ребенка учат решать задачи Ребенка учат ставить цели по самоизменению

Состояние обучаемого индивида Состояние учащего себя субъекта

3. Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения), в данном же случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельносп (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстрае ваются ребенком собственноручно.

6. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формиро­вании личности.

Пример. Что такое рефлексивная учебная деятельность, можно проиллюстрировать следующи-тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, х, :, () в левук колонку.

1 2 3=1 (l+2):3=l

1 2 3 4= 1 lx (2+3)-4 = 1

1 2 3 4 5=l (d+2):3) +4):5=1

1 2 3 4 5 6=1 ((lx (2+3)-4) +5):6 = 1

1 2 3 4 5 6 7 = 1 (d+2):3) +4):5) +6):7 = 1

В правой колонке даны решения. Одни получают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД или нет. Если был поиск принципа значит, имелась ЦУД.

ЦУД - это деятельность, в которой ребенок становится субъектом учения, де­ятельность по самоизменению. Организовать ее - основная и наиболее сложная методическая задача учителя. Она решается с помощью различных методов и ме­тодических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллектив­ных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Обобщение 8. Развивающее обучение осуществляется как це­ленаправленная учебная деятельность, в которой ребенок со­знательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, застав­ляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, на­правленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Метод учебных задач

Термин «учебная задача» в широком понимании - это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных зелях.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношния в предметной, графической и буквенной формах;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.