logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

7.2. «Диалог культур» (в.С. Библер, с.Ю.Курганов)

Я стал разумнее всех учителей моих,

ибо размышляю об откровениях Твоих.

Св. писание

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно­го университета, г. Москва.

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, и как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно -\выделить внутриличностный диалог (противоречие сознаний и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.