logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.

Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;

2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диало­гической логикой посредством проблемного обучения - V-IX классы;

3) развитие основных фаз творческого процесса - Х-Х1 классы.

Используется модель холистического обучения:

- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;

- восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушари­ями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматиза­ция, визуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - уста­новление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество). Позиция ученика:

- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний на­блюдатель, а заинтересованный исследователь;

- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;

- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;

- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психоло­гическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

Литература

1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996

3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.

4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.

5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.

6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих; по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.

7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.

8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света // Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.

9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.

10. Тарасов Л. Число я окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч.- М.: Авангард, 1996.

12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.

13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.

14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. - 1997. - № 1