logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики и ормнизации

В Мовтессори - садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.

Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М.Монгессори Е.Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» - самостоятельная деятельность с предметами.

Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюде­ния и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса х приблизиться к проблеме.

После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, ках ребенок сам себя оценивает.

Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное приро­дой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных от­крытий.

В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксиро­ванную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Мовтессори). Заполняя листы одни за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематиэирует свои знания.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция ребёнка: «Помоги мне это сделать самому»

Примечание: Технология М.Монтессори богата частными идеями, которые используется сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика Е.Н.Потаповой «Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму» Она использует буквенные трафареты М.Монтессори и включает три этапа;

1) тренировку мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последуещей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской).

2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезена из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон).

3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы вбиты сквозь медную пластинку^, а затем и без него.

Благодаря методике Е.Н. Потаповой дети научаются каллиграфически писать, у них повышается орфографическая зоркость и экономится 20-30 часов учебного времени.

Литература

1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал- - М.: Мастер, 1992.

2. Зверев А. Открытие Потаповой // Учительская газета. - 1986. —2 декабря

3. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа.- 1995.№4.

4. Коултер Ди Джой. Монтессори и Штейнер // Учительская газета. - 1992.-№ 5

5.Монтессори М. Руководство к моему методу.-М.,191б:

6.Mонтессори М. Свободное трудовое воспитание.-П. -M.,1921.

7.Монтессори М. Значение среды в воспитании //Частная школа. — 1995.—№4

8.Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990

9. Поташник М. Право на эксперимент/ / Народное образование. - 1989.

10. Поташник М.М. Эстафета творчества // Советская педагогика. - 1987. № 6:

11. Рыбина Л. Почему все увлекаются // Первое сентабря. – 1993. - № 75.