Особенности содержания
Методическая технология (по В.М.Монахову) - это технология управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.
Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.
Первый этап - разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения», включающего:
• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;
• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;
• определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении);
• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития.
Второй этап - разработка пакета «Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля». Исходя из того, что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.
Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:
• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;
•актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т.е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;
• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;
• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достиженьг базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);
• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для данного ДМ;
• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).
Третий этап - разработка пакета «Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля». Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разуваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебно процесса в данном классе.
В технологической карте целостно и емко представлены главные параметра учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
С овладения технологией конструирования технологической карты начинаете; новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность мет: дического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Технология предполагает формирование у учителя методического видения вето учебного процесса на учебный год.
Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой систем-уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебнс-процесса.
Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать...», «уметь...», «понимать...», «иметь представление о...», «уметь давать характеристику...». По кадой теме проект учебного процесса будет состоять из технологической карты и набора информационных карт урока.
Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой.
Четвертый этап - создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модуле». Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.
Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.
В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровням.
Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции.
Пятый этап - разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:
• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;
• конструирование логической схемы дидактического модуля;
• описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения;
• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса;
• итерационная коррекция выбранной технологии.
В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендациям И.П.Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.
Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности освещена в монографии В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М.: Педагогика, 1989).
В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.
Литература
1. Бабамкий Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвешение, 1982
3. Бвспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
4. Волков И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М.: Просвещение, 1990.
5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика 1981.
6. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987.
7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.
8. Седеет Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991.
9. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С.Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.
Предметный указатель
Алгоритм - 6.6., 9.4, Личностный подход - 4.1.
Американская система-6.4. Личность-1.1.
База данных - 6.4. Метод
База знаний - 6.4. - духовного контакта - 4.3.
Батовская система-6.5. -исследовательский—5.2, 11.3
Блочное обучение-6.6. -комментирования-6.1.
Вертикальная педагогика -8.3. -липецкий-6.1.
Групповой опрос - 6.8. - мозгового штурма - 11.4
Дальтон-план - 6.5. - погружения - 5.3., 9.4.
Действенно-практическая сфера личности - проектов - 6.5., 9.2
(СДП) - 1.7. Методика «Обмен заданиями» М.Мкртчяна - 6.7.
Деятельностный подход - 2.3. Методика Ривина - 6.7.
Диагностика-12. Моделирование-11.3
Диалектика - 7.1. Модульное обучение - 6.6.
Дидактическая единица - 7.3. Мурманская методика - 6.7.
Диспут - 6.8. Нетрадиционные уроки ~ 6.8.
Дискуссия - 6.8. Общественный смотр знаний- 6.8.
Дистанционное обучение - 6.9. Оптимальное чтение - 8.2.
Дифференциация обучения Оргдиалог - 6.7.
- внутриклассная - 6.2. Ориентировочная основа действий - 2.3., 7.4.
- на основе обязательных результатов - Педагогика сотрудничества - 4.1.
6.3. Педоцентризм — 2.3
- по интересам - 6.4. План Трампа - 6.5.
- по уровню - 6.2., 6.3. Поэтапное обучение - 8.4.
Знания, умения, навыки (ЭУН) - 1.3. Проблемное обучение- 5.2.
Иена-план - 9. Программированное обучение - 6.6.
Идивидуализация обучения - 6.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) –
Классификация 1.5.
- знаний - 1.3. Синектика - 7.1.
- качеств действенно-практической сфе- Система
ры -1.5. - американская - 6.4.
- общеучебных умений -1.4. - белл-ланкастерская - 6.5.
- педагогических игр -5.1. - классно-урочная - 2.2.
- педагогических технологий - 2.4. - «консультант» - 2.2.
- проблемных ситуаций -5.2. - лекционно-семинарская - 3.
- способов умственных действий -1.4. - малых групп - 2.2.
Критерии выбора технологии - 12. -мангеймская - 11.1.
Критерии технологичности -2.2. - поэтапного обучения физике - 8.5.
Кубики Н.Зайцева-8.1. -развивающего обучения-II.2, II.4.
Лекционно-семинарско-зачетная система-3, 8.3., -«репетитор»-2.2.
6.3. Сознание - I.I.
Способ обучения уроков - 8.4.
- групповой - 6.8. - обучения грамоте - 8.1.
- коллективный - 6.7. - обучения математике - 8.3.
- коммуникативный - 5.3. - обучения чтению и письму - 10.1.
Способы умственных действий (СУД) -1.4. - оптимизации - 13.
Стосчет - пособие Н.Зайцева - 8.1. - педагогическая ~ 2.1,
Студия -11.3. - полного усвоения - 6.6. .
Суггестия - 2.3. - программированного обучения - 6.6.
Сфера эстетических и нравственных качеств лич- - проникающая - 2.4.
ности (СЭН) -1.6. - психогенная - 2.3.
Теория - развивающего обучения - 11.
- ассоциативно-рефлекторная -2.3. - реализации теории поэтапного форми-
- бихевиористская - 2.3. рования умственных действий - 7.4.
- гешталытеория -2.3. - «Русская школа» -12.2.
- деятельности - 2.3. - саморазвивающего обучения - 11.6
- интериоризаторская - 2.3. - саморазвития - 10.2.
- нейролингвистического программирова- - свободного воспитания - 2.4.
ния (НЛП) - 2.3. - свободного труда - 9.2.
- поэтапного формирования умственных - совершенствования общеучебных уме-
действии (ТПФУД) - 2.3. ний - 8.2.
-содержательного обобщения-2.3. -сотрудничества-2.4.
Тестирование - 6.9., 6.2, - социогенная - 2.3.
Технология - традиционная - 3.
-авторитарная-2.4. -ТРИЗ-11.4
- авторских школ -12. - укрупнения дидактических единиц - 7.3.
- аудиовизуальная - 6.9. < - «Школа жизни» - 4.2. «
- биогенная - 2,3. - эзотерическая - 2.4.
- вероятностного образования -9.3. - «экология и диалектика» - 7.1.
- групповая - 6.8. Точки удивления - 7.2.
- гуманно-личностная - 4.2. Требования к технологиям - 2.2.
- «диалог культур» - 7.2. Урок - 8.4.
- дидактоцентрическая - 2.4. Урока нетрадиционные технологии — 8.4.
- дифференцированного обучения - 6.2. Учебная встреча - 6.8.
- игровая - 5.1. Философские основы технологий - 2.3.
- индивидуализации обучения - 6.5. Холистическое обучение - 7.1.
- интенсификации обучения - 5, 5.4. Школа;
- информационная - 6.9. - адаптирующей педагогики -12.1
- коммуникативного обучения - 5.3. - Русская школа - 12.2.
- компьютерная - 6.9. - Школа жизни - 4.2.
- личностно-ориентированная - 2.4. - Школа Завтрашнего Дня - 12.5.
- мастерских - 9.4. - Школа самоопределения -12.3.
- монодидактическая - 2.4. - школа-парк - 12.4.
- на основе системы эффективных
Именной указатель
Альтшуллер Г.С. - 11.4. Меженко Ю.С. - 5.4.
Амонашвили Ш.А. - 4.2. Монахов В.М. - 13. .
Бабанский Ю.К. - 12, 13. Монтессори М. - 10.2.
БалабанМ.А.-12.4. Москаленко Г.-6.1.
Библер B.C. - 7.2. Йеменский Б.М. - 6.4., 12.
БройдеБ.А.-12.1. ' Никитин Б.П.-5.1.
Волков И.П. - 11.4, 12. Новлянская 3.Н. - 6.4.
Волович М.Б. - 7.4. Няньковский М.А. - 8.4.
Гайштут А.Г. - 5.4. Окунев А.А. - 8.4.
Гальперин П.Я. - 2.3. Палтышев Н.Н. - 8.5.
Гербутов В.А. - 8.4. Пассов Е.И. - 5.3., 6.4.
Гончаров И.Ф. - 12.2. Погодина Л.Н. - 11.2.
Гончарова Т.И. - 8.4. Потапова Е.Н. - 9.2.
Границкая А.С. - 6.5. Поташник М.М. - 12.
Гузик Н.П. - 6.2. Репкин В.В. - 10. '
Давыдов В.В. - 10. Ривин А.Г. - 6.7.
Дьюи Д.-5.2. Сазонов Е.Ю. -11.4.
Дьяченко В.К.-6.7. СелевкоГ.К.-11.6.
Емельянов В.В. - 6.4. Скиннер Б. - 6.6. З
айцев В.Н. - 8.2. Суравегина Н.Т. - 6.4.
Зайцев Н.А. - 8.1. Талызина Н.Ф. - 2.3.
Закатова И.Н. - 6.4. Тарасов Л.В. - 7.1.
Занков Л.В.-11.2. Толстой Л.Н.-9.1.
Зухман Дж. - 11.4. Тубельский А.Н. - 11.3.
Иванов И.П. - 11.4. Унт И.Э. - 6.5. Ильин Е.Н. - 4.3. Филиппова Е.А. - 8.4. Кабалевский Д.Б. - 6.4., 11.4. Фирсов В.В. - 6.3.
Кирюшин В.В. - 6.4., 11.4. Френе С. - 9.2.
Китайгородская Г.А.- 5.3. . Хазанкин Р.Г. - 8.3.
Колб Д. - 11.5. Ховард Д. - 11.6.
Кочетов А.И, - 6.4. Шадриков В.Д. - 6.5.
Краудер Н. - 6.6. Шаталов В.Ф. - 5.4.
КудинаГ.Н. -6.4. Шваб Дж.-11.4. Кузин B.C. - 6.4. Шевченко С.Д. - 5.4. Курганов С.Ю. - 7.2. Шейман В.М. - 5.4.
Кучер Т.В. - 6.4. ' Шемшурина А.И. - 6.4.
КушнирА.М.-10.1. Шмаков С.-5.1.
Левин В.А. - 6.4., 11.4. Штейнер P. - 9.1.
Леонтьев А.Н. - 10. Щетинин М.П. - 9.4., 11.2.
Лобок А.М. - 9.3. Эльконин Д.Б. - II.
Лозанов Г.К. - 5.3., 9.4. Эрдниев П.М. - 7.3.
Лысенкова С.Н. - 6.1. Якиманская Н.С. - 11.5.
Махова К.В. - 8.4. Ямбург Е.А. - 12.1
Оглавление
Введение 3
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 5
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня. 5
1.2. Структура качеств личности 6
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 7
1.4. Способы умственных действий (СУД) 8
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 10
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 12
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 13
II. Педагогические технологии 14
2.1. Понятие педагогической технологии 14..................... ..1-
2.2. Основные качества современных педагогических технологий.16 ...... 1"
2.3. Научные основы педагогических технологий18. .................1? 2
.4. Классификация педагогических технологий 25................ ., 2'.
2.5. Описание и анализ педагогической технологии .31...............3
III. Современное традиционное обучение (ТО)34.................... ..3-
IV. Педагогические технолопогйа основе личностной ориентации педагогического процесса39 .........................................3-
4.1. Педагогика сотрудничества39. .. ........................... 3~
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили45 .............4!
4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 47.....................................4'
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся50......................................5-
5.1. Игровые технологии 51..................................5:
5.2. Проблемное обучение .60.................................6:
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)65........................................ .. 6f
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) 69............... ..6-
VI. Педагогаческие технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 74................................7-
6.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении75 ......7!
6.2. Технологии уровневой дифференциации 78.................. ..7-
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (ВЛ.Фирсов).84 ..................................8-
6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).86 .......................8-
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границ-кая, В.Д.Шадриков) 91.....................................9
6.6. Технология программированного обучения 96........ .......... .9-
6.7. Коллективный способ общения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко). 101
6.8. Групповые технологии. ................................ 108
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. . . . 114
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала...........................119
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов). ...................119
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). ............. 123
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) ...... 128
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович). .......................................132
VIII. Частнопредметные педагогические технологии. ................136
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев). ...............................................136
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев). ...................................139
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Ха-занкин)...................................-:.......... 141
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)....................................... 144
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) ......... 148
IX. Альтернативные технологии. .............................. .150
9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). ....................151
9.2. Технология свободного труда (С.Френе) ................... 155
9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок). .......... 157
9.4. Технология мастерских................................161
X. Природосообразные технологии. ............................. 167
10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир). ..... 167
10.2 Технология саморазвития (М. Монтессори) ................. 176
XI. Технологии развивающего обучения. ......................... 180
11.1. Общие основы технологий развивающего обучения. ...........180
11.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. .............. 186
11.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. ...............................................191
II.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И. П, Иванов). ................................................201
11.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). ................................................208
11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) ......... 212
XII. Педагогические технологии авторских школ. ...................219
12.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде). . . . 220
12.2. Модель «Русская школа». ............................. 225
12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
12,4. Школа-парк (М.А.Балабан). ........................... 234
12.5. Агрошкола А.А.Католикова. ........................... 237
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард). ..................... 241
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий .... 245
Предметный указатель......................................251
Именной указатель......................................... 253
Селевко Герман Константинович
Современные образовательные технологии
Учебное пособие
Редакоры Вишнинский С.Я., Целищева Н.И.
Корректор Алексеенок Е.В., Георгиева М.И.
Верстка Волхонский А.Е.
Книга издана Редакцией «Народное образование» при участии журнала «Школьные технологии» в составе профессиональной педагогической библиотеки и предназначена для подписчиков журналов «Народное образование» и «Школьные технологии», Библиотечки журнала «Народное образование».
- Введение
- Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- 1.7. Действенно-практическая сфера личности (сдп)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. 0Сновные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- Классификационные параметры то
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IIV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- 4.1. Педагогика сотрудничества
- Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
- Целевые ориентации
- Концепция сотрудничества
- Особенности содержания и методики
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
- Концепция воспитания
- Педагогизация окружающей среды
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- Классификационные параметры технологии ш.А.Амонашвили
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- Классификационные параметры системы е.Н.Ильина
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения и гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- 5.1. Игровые технологии
- Игровая деятельность
- Классификационные параметры игровых технологий
- Спектр целевых ориентаций
- Особенности игровых технологий
- Игровые технологии в дошкольном периоде
- Технология развивающих игр в.П.Никитина
- Игровые технологии в младшем школьном возрасте
- Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
- Деловые игры
- 5.2. Проблемное обучение
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения (по д.Дьюи)
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов) «
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Принципы построения содержания
- Особенности методики
- 5.4. Технология «интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (в.Ф.Шаталов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация обучения
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Особенности дифференциации по уровню
- Смешанная дифференциация (модель сводных групп)
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Оценивание знаний
- 6.4. КультуровоспитываюЩая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, b•д• Шадриков)
- Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
- Акцент целей
- Концепции индивидуализации обучения
- Общие принципы
- Особенности содержания и методики
- Общие особенности технологий индивидуализации
- Аналоги технологии индивидуализации
- 6.6. Технология программированного обучения
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные основы
- Принципы программированного обучения (по в.П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г. Ривин, в.К. Дьяченко)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 6.8. Групповые технологии
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Особенности организации
- 1) Подготовка к выполнению группового задания
- 2) Групповая работа.
- 3) Заключительная часть.
- Разновидности групповых технологий
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Классификационные параметры технологии
- Акцент целей
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Принципы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.2. «Диалог культур» (в.С. Библер, с.Ю.Курганов)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные идеи
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 2) Оод дается в готовом виде - это ситуация объяснительно-
- Особенности содержания и методики
- VIII Частнопредметные педагогические технологи
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики »
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные установки
- Особенности содержания
- Особенности методики
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1 .Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности организации
- 9.4. Технология мастерских
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные соображения
- Особенности содержания.
- Особенности методики
- X. Пpиpoдocooбpaзныe•технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание гpaмотнocти (a.M Кушнир)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Сравнительные представления технологии
- Гипотеза айсберга
- Технологическая карта развития навыка письма
- Технологическая карта освоения грамматического феномена.
- Оценивание результатов
- Использование аудиовидеосредств
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- Классификационные параметры
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики и ормнизации
- Хi. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- Развитие личности и его закономерности
- Обучение и развитие
- Ребенок—субъект своего развития
- Содержание развития
- Зона ближайшего развития
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Гипотезы л.В. Занкова
- Концептуальные дидактические положения
- Особенности содержания
- Особенности методики.
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы д.В. Эльконина - в.В. Давыдова
- Особенности содержания
- Теоретические знания
- Особенности методики
- Признаки (особенности) цуд
- Моделирование
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, г.С. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- Классификационная характеристика технологий творчества
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Школа творчества и.П. Волкова
- Теория решения изобретательских задач (триз) г.С.Альтшуллера
- Коллективное творческое воспитание и. П.Иванова
- Особенности содержания По и.П.Волкову
- По г.С.Альтшуллеру
- По и.П.Иванову
- Особенности методики
- Возрастные этапы технологии
- По г.С.Алыпшуллеру
- По и.П.Иванову
- Оценивание
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская)
- Классификационная характеристика
- Акцент целей
- Гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальные положения
- Дополнительные гипотезы
- Особенности содержания
- Особенности методики
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Классификационная характеристика
- Акценты целей
- Концептуальная основа
- Организационные позиции
- Методологические позиции
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.2. Модель «Русская школа»
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Особенности воспитания
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Классификационная характеристика
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- 12.5. Агрошкола а.А.Католикова
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальная основа
- Особенности содержания
- Методические особенности
- Разновозрастные объединения
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- Классификационные параметры технологии
- Целевые ориентации
- Концептуальные положения
- Особенности содержания (куррикулума)
- Процессуальная характеристика
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
- Концептуальные положения технологии в.М.Монахова
- Особенности содержания