logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Виды обучающих программ

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возмож­ных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную инфор­мацию (рис. 12).

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая дозволит ему выполнить контрольное задание, дать пра­вильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому воз­можность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме­нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, и частности, ком­пьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - со­ставление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, опре­деляющее последовательность умственных и/или практических операций по ре­шению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным сред­ством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечива­ющей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные опера­ции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделя­ются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предус­матривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

- информационный блок;

-тестово - информационный (проверка усвоенного);

- коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнитель­ное обучение);

- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

- блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса уче­ния, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуа­лизированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: ри­суночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоя­щую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов); она разрабатывает­ся в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Еще одним вариантом программированного обучения является технология пол­ною усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежа­щие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Литература

1. Берг А.И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. - №11.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1971.

4. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. ,1971.

5. Гальперин П.К. К теории программированного обучения. - М.,1967.

6. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.

7. Молибог А.Г. Программированное обучение. - М., 1967.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1996.

9. Пеннер Д.И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе.1973.- № 2.

10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советс­кая педагогика. - .1991. - №3.

11. Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль, 1982. 12.

12. Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1972.

13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. - №3.

14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ,1975.

15. ГшмимгЯ.Ф.Формиромииепознааательиойдеятельиостимладшихшкольников. -М.,1988.

16. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.

17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образо­вание, 1996.