logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Концептуальные идеи

• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражая полифонический слух по отношению к окружающему миру.

• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с Предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:

1. Форма организации обучения.

2. Принцип организации самого содержания науки:

а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;

б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Особенности организации содержания (по ВЛ.Виблеру)

1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:

- античное мышление - эйдетическое (образное);

- средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);

- новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

- современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи ( 1 ) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).

3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

I-II классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

III-IV.-Античная культура,

V-VI: Культура Средневековья.

VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.

IХ-Х: Культура современности.

XI: Класс специально диалогический.

4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.

5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собе­седников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми, а других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.

6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни. Особенности методики

Создание ситуации диалога. По В.В.Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникатив-5:1-0 опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно - конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащи­еся; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).

Точки удивления, загадки бытия.

Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обу­чающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания - слова, числа и т.д.?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание - мышление - сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.

А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» - к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания - -разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре с идеей слова, языка речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, - в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и, наконец, 3) напряжения (степени...) - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть (частность особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.

Г. Загадки Я - сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится стран­ным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе - ученик.

Если семи- и восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.

Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но - память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том - что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и - замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корням верх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти- точки смыкания загадок «Я - сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».

Игровые средоточия,

Основной смысл этих средоточии - метод «физических действий» (ср. Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли 'субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:

А. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.

Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).

В. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме ди­вя, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.

Г. Элементы ручного труда, ремесла.

Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма я интонации - мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Е. Театр, Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

Методические особенности урока-диалога.

• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгу­щении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений - монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) Преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М.Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В.Селеменов, А.А.Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н.Пайков).

Литература

1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. - 1993. - № W.

2. Берлянд И.Е., Курганов С.Ю. Математика в школе - «диалога культур». - Кемерово: Алегро 1993.

3. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.

4. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. -1989. - №2.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. - 1996. - № 1.

7. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. - 1989. -№ 2,4,5.

8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

9. Курганов С.Ю. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1-4 классы. - Ке­мерово: Алегро, 1993.

10. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.

11. Селевко Г. К. Основы молекулярно-кинетической теории //Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.

12. Селеменов С.В., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. - 1996. - №3.

13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

14. Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера.- Кемерово, 1993.

15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. B.C.Библера. - Кемерово, 1992