logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, уме­ния видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения при объяснении, закреплении, контроле.

информация

Новые ЗУН, СУД

Новые ЗУН, развитые СУД

Решение проблемы

учитель

Проблема (осознание неизвестного)

помощь

поиск

ученик

Психологическая проблемная ситуация

Педагогическая проблемная ситуация

Анализ

Рис. 7. Технологическая схема проблемного обучения

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение про­блемной ситуации) показана на рис. 7. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуа­ции - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование диффе­ренцированного и индивидуального подхода. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

— учитель подводит школьников к .противоречию и предлагает им самим най­ти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречи­выми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб­ной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную по­знавательную деятельность ребенка.

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские мето­ды, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески приме­няют и добывают знания.

Литература

1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.

2. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8.

3. Дискуссия «Проблемное обучение - понятые и содержание» // Вестник высшей школы, -1976-1983.

4. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цирлина Т.В. На пути к совершенству. -М: Сентябрь, 1997.

5. Ильина Т.Д. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - 1976. - №2.

6. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей школы. - 1984. -№ 9.

7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.

9. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

10. Курбатов P. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5.

11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.

13. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.

14. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.

15. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.

16. Рубрика «Проблемное обучение - в практику» // Вестник высшей школы. - 1984-1985.

17. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962.

18. Шевкин B.C. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959.

19. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. - М., 1979.