logo
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Ребенок—субъект своего развития

В технологии развивающего обучения ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие вкдючает все этапы деятельности: целеполагаяке, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целепологания воспитмваются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании: самоетоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

Ha этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, со­весть, ответственность, долг.

Позиция ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его полностью или частично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформаци­ям и издержкам развития. Только в полноценной деятельности субъекта достига­ется развитие самостоятельности, положительной Я - концепции, нравственно - волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому од­ной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения — учащего себя индивида.

Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы пси­хического развития: традиционные для XX века социологизаторские и биологизаторские теории обучения уступают место способам, основаниям на субъектных, психогенных факторах развития.

Обобщение 4. В развивающем обучении ребонок является полноценным субъектом деятельности.

Чрезвычайно важной проблеиой в этой гипотезе является мотивация деятель­ности ребенка-субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обуче­ния разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации раз­личные потребности, способности и другие качества личности:

-технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдав),

- на потребности самосовершеносвования (Г.К. Селевко),

- на индивидуальный опыт личности (технология И.С.Якиманской),

- на творческие потребности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер),

-на социальные инстинкты (И.П. Иванов).