logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:

- музыкального образования Д.Б. Кабалевского, В.В.Кирюшина, В. В. Емелья­нова;

- художественного образования В.С.Кузина, Б.М.Неменского;

- филологического образования Г.Н.Кудиной, В.А.Левина, Е.И. Пассова, Э.И. Новлянской;

- нравственного воспитания А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова;

- экологического воспитания Н.Т. Суравегиной, Т.В.Кучер и т.д.

Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей. Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает: - ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;

- тестирование развития специальных способностей;

- определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в 1 класс;

- определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;

- профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:

Дифференциация по интересам:

Положительные аспекты

Трудности и возможные отрицательные последствия

Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка.

Удовлетворение имеющихся интересов ребенка.

Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку».

Усиление мотивации к учебе, самоопределение ребенка.

Раннее развитие способностей, профориентация, специализация.

Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка.

Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности «социальных проб»

Возможность использовать сензитивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств).

Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка.

Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются.

Не обеспечивается всестороннее развитие личности.

Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантирован­ный минимум знаний и умений во всех областях.

Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития.

Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать дифференциацию.

Неопределенность, отсутствие - рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в спе­циальную область.

Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности.

Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существу­ет некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50% учебного времени отводит­ся на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предме­тами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов»» содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественно­научного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете опреде­ленного ограниченного количества курсов в каждом пакете.

Литература

1. Выготский Л .С. Психология искусства. - М., 1968.

2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.

3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество / / Искусство в школе. - 1993. - № 1

4. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989.

5. Каптерев П.Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения, - М., 1982.

6. Кузина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3,4.

8. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.

9. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. - М., 1973.

10. Маанди Н.А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.

11. Ольшаникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.

12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К. Дремова. - М., 1975.

13. Селевко Г.К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.

14. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М.: РИПКРО, 1996.

15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С.А.Герасимова. - М., 1983.

16. Ситник А.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. - М., 1979.