logo search
ИПиО (озо) Бак

12. Учитель, стань человеком!

<…> Пусть это звучит, как парадокс, но беззаветно преданных современной несовершенной школе педагогов я считаю одним из самых вредных для детей. Как насилуют эти полулюди маленьких!

Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о действительности, а самою действительность; не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью. В нашей идеальной школе учитель не будет скучать и томиться, ибо в ней он будет сам жить. <…>

<…> Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью. В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой, пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, в котором дети увидят не только учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребёнка будет школой, полной человеческой жизни культурного творчества и для учителя.

1917 г.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. А.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1972. – С. 233–251.