logo search
ИПиО (озо) Бак

11. Воспитание сердца в школе.

<…> Что современная школа – слишком прозаическая вещь, доказательства не требует. Но также не требует доказательства и то, что поэзия, как солнце, нужна человеку…

Мы должны решительно восстать против вопросно-ответной формы обучения. Прежде всего, она приучает детей не думать: бойкий урок, состоящий из вопросов учителя и ответов ученика, есть сплошная подсказка учителя, и если ученик хоть на минуту задумывается, учитель, словно беда случилась, спешит с «наводящим» вопросом. … Далее, при вопросно-ответной форме обучения на отдельные вопросы растерзывается тема, и нет её, как нет и учителя…

<…> Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением. Урок – или логическая задача, которую дети сами решают, или рассказ, сердечный и простой, учителя. … Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление.