logo search
ИПиО (озо) Бак

7. Человеческая общественно-трудовая жизнь

КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ НОВОЙ ШКОЛЫ.

<…> Шко­ла должна дать ребёнку цельное знание; она, как мы говорили, должна отказаться от конгломерата обособленных друг от дру­га учебных предметов. Поэтому предмет познания ребёнка – вся окружающая его действительность, как нечто целое: взор ребёнка направляется на окружающую природу и общественную сре­ду, образующую единое целое, в центре которого находится ре­бёнок.

Но кругозор ребёнка ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребёнка. … Так как… программа изучения среды определяется главным образом местными условиями, то о единообразии содержания её не может быть и речи по отношению к различным местностям, так как ясно, что в различных местностях ребёнок получает из среды и различный материал для различных наблюдений и выводов.<…>

Человек должен быть чутким к человеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимущественно обращён взгляд ребёнка. Явления человеческой жизни – главный предмет наблюдений в нашей школе… Будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. <…>

…только тот знает человека, кто интересуется им; интере­суется же им тот, кто живёт с ним вместе и любит его. Психоло­гия говорит нам, что основа практического, жизненного знания людей – симпатическое подражание, симпатия, и, таким обра­зом, активная любовь к людям и стремление стать участником в их жизни будут стимулами, побуждающими нашего ребёнка наблюдать жизнь людей и быть чутким к ним. <…>