logo search
ИПиО (озо) Бак

9. Школа социального труда.

Задача школы – научить жить. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать её. Методы познания и тру­да – основное содержание школьного образования. О том, как ребёнок овладевает методами познания окружающей его челове­ческой и естественной среды, постепенно и органически преобра­зовывая своё примитивное, наивное сознание до ступени научно­го логического мышления, мы уже говорили. Теперь переходим к вопросу о том, как овладевает ребёнок методами труда.

О том, что идеальная школа – школа труда, теперь говорят много, но под трудом обыкновенно понимают ручной труд, школу превращают в мастерскую, а ребёнка – кандидата в подмастерье. Таким образом, трудовое обучение понимается как обучение ре­бёнка различным ручным работам. Но подобный «мануализм» крайне суживает цель трудовой школы. Человек – существо об­щественное; деятельность человека – деятельность обществен­ная, и именно к этой деятельности мы должны подготовить ре­бёнка. Следовательно, вместо ручного труда мы вводим более широкое понятие: социальный труд. <…>

Итак, первое время ребёнок упражняется в труде, поскольку последний применяется в семье и школе. Словом, участие в се­мейной школьной жизни и изучение их – вот предмет, на ко­тором сосредоточил своё внимание ребёнок с первых дней учения.

Далее круг деятельности ребёнка расширяется: он участник культурно-трудовой деревенской или городской жизни. Программа занятий крайне разнообразится, сообразно окружающей ребёнка обстановке, и здесь я привожу пример лишь в виде иллюстрации. Начнём с деревенского ребёнка. Он познакомился с жизнью своей семьи и уже умелый помощник ей. Мы, да и сама жизнь вместе с нами, останавливаем внимание ребёнка на работе отца в различные времена года… Помимо обсуждения, практической подготовки и участия ребёнка в работе отца, это работа воспроизводится в школе трояким способом: работа на опытной грядке и классном поле с записью наблюдений; ручной труд в семье…; воспроизведение жизни крестьянина посредством рисования, лепки и драматических игр. <…>

Итак, сперва наш ребёнок – организатор, под руководством учителя, школьной жизни и помощник в семье; затем он – ма­ленький крестьянин или рабочий, остаётся ещё последний круг – маленький русский. Этот цикл совпадает с изучением родиноведения.<…>