logo search
922358

5. Что такое «методология педагогики», сделайте обзор существующих попыток дать определение.

Полного единства взглядов по этому вопросу и, соответственно, четкого определения понятия «методология», еще нет. Продолжаются споры ученых также о статусе, функциях, проблематике методологии педагогики.

Напомним: методология =метод (способ, прием)+логия (учение) – учение о научном методе познания.

Авторами известных (и довольно многочисленных) работ по вопросам методологии педагогики из числа отечественных ученых являются: М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Ф.Ф. Королев, Н.К. Гончаров, Ю.К. Бабанский, А.М. Арсеньев, С.Г. Шаповаленко, В.И. Загвязинский, Г.П. Щедровицкий, Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, З.И. Равкин, П.Р. Атутов, В.Е. Гмурман, А.И. Кочетов, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.М. Новиков и другие. Среди философов, посвятивших свою научно-исследовательскую деятельность философско-методологическому осмыслению проблем теории и практики образования, – И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.

Общее понимание методологии педагогики: это учение о самом педагогическом знаниии о процессе его добывания (педагогическом познании).

Приведем определения ряда известных авторов.

Данилов М.А.Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

Краевский В.В.Методология педагогики естьсистема знанийоб обоснованиях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а такжесистема деятельностипо получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы.

Загвязинский В.И.Методология педагогики – это учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.

Кочетов А.И.Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Бургин М.С.Методология – это научное знание (теоретическая система) о деятельности в определенной области, о средствах, результатах и методах этой деятельности. Методология педагогик это прежде всего учение о педагогической(их) науке(ах), ее объект – это изучение самой науки, процессов, происходящих в ней, педагогических знаний.

Новиков А.М.Методология – это учение об организации деятельности.

Ряд авторов считает, что методология педагогики означает философию образования и воспитания и методы исследования, которые позволяют создать теорию педагогических процессов и явлений.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.Методология – это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей и способов личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.

Очень интересный обзор разночтений по поводу дефиниции «методология» среди методологов, продолжающих активное участие в развитии педагогической науки (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев), содержится в «Методологии образования» академика А.М. Новикова (9).