logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая+ познавательная.

Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более вы­сокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее дос­тижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздей­ствий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного про­цесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-лично­стным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего при­нуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлет­ворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

• перенесении акцента с преподавания на учение;

• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразова­нием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с по­знавательной);

• приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатст­вом и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределе­ния (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельнос­ти в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен порабо­тать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2. Бернс P. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. - Минск, 1974.

6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образова-аа Вып. 2. - М..1996.

7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9. Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. - 1995. - № 6

10. Селевко Г.К. Самораавивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.

11. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. T.I. Учение о доминанте. - Л., 1950.

12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.