logo search
922358

Методология педагогики

(по В.А. Сластенину)

Функции

Регулятивные

Нормативные

Формы

Дескриптивная

Прескриптивная

Уровни

Философский

Общенаучный

Конкретно-научный

Технологический

Дескрипция – описание существующего, сущего («то, что есть»).

Прескрипция – предписывающее, указывающее, должное изложение («то, что должно быть»).

А.И Кочетов формулирует следующие три функцииметодологии педагогического исследования:

Позиция ведущего методолога академика В.В. Краевского о функциях и задачах методологии педагогики (Педагогика. – № 1. – 2002) представлена в виде составленного нами краткого схемоконспекта.

Он же (В.В. Краевский) так определяет понятие «методологической культуры»:

«Методологическая культура – педагога =методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования».

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. считают: «Методологическая культура учителя – это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения».

Методология педагогики (по В.В. Краевскому)

Аспекты:

система знаний

система научно-исследовательской работы

Виды деятельности:

методологические исследования

методологическое обеспечение их

Задачи

выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогического исследования, анализ их понятийного состава и методов

использование имеющихся методологических знаний для обоснования исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено

Функции

дескриптивная (описательная)

прескриптивная (нормативная)

Основания

теоретические:

  • определение м.;

  • общая характеристика м. науки;

  • уровни (общефилософский, общенаучный, конкретно-научный, уровень методов и техники исследований);

  • м. как система знаний и система деятельности;

  • источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в педагогике;

  • объект и предмет методического анализа в области педагогики.

нормативные:

  • место педагогики в духовном освоении мира (стихийно-эмпирический и художественно-образный способы);

  • определение принадлежности работы (в области педагогики) к науке;

  • типология педагогических исследований;

  • характеристики исследований: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики;

  • логика педагогического исследования;

  • система педагогических научных дисциплин, связь между ними.

Многие исследователи отмечают эволюцию методологии, которую условно можно представить так: «от прежнего обобщения передового опыта к педагогическому проектированию». Прежний (отечественный) вариант традиционализма предполагал развитие методологического сознания в рамках отношения «педагогическая практика – педагогическая теория», когда уделялось усиленное внимание проблеме методологии эмпирического мышления. Ныне продолжается начавшийся в советский период переход от эмпирического мышления к теоретическому, когда качественное развитие педагогики конкретизирует методологическую парадигму: «педагогическая практика – эмпирическая педагогика – теоретическая педагогика». Конструктивно решаются вопросы методологии, что в будущем должно поставить педагогику вровень с другими дисциплинами.

Итак, в настоящее время происходит движение педагогики от прежнего обобщения передового опыта, считает В.В. Краевский, к науке теоретической.

При этом условиями принципиального характера являются:

(Псевдотесты к вопросам – см. 43-45).