logo search
Selevko_G_K_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnol

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19.)

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента курс «Самосовершенствование личности» с 1 по XI класс.

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.

3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контекс-специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения, и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенство­вание личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программ, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом peaлизуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Рис. 19. Технология саморазвивающего обучения 215

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

1-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

Х кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий: применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в осно­ве целенаправленной активности человека, является психологическая доминанте. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянною нравственного самосовершенствова­ния. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

- осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

- участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

- адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

• психолого-педагогаческую диагностику и самодиагностику учащихся;

• составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз­вития;

• осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

• тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопреде­лению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются инте­ресы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происхо­дит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного простран­ства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпи­адах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятель­ность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П.Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положитель­ной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учеб­ном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценно­стями. Но самое главное — при сломившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершен­ствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.